Российское издание «Коммерсант» рассказывает о важном итоге состоявшейся 7 февраля в Праге встречи заместителя главы МИД РФ Григория Карасина и спецпредставителя правительства Грузии по связям с Россий Зураба Абашидзе. Решено вернуться к реализации подписанного в ноябре 2011 года, но не действующего договора «О торговых коридорах». Это позволит развивать транспортное сообщение между двумя странами, не касаясь вызывающего непреодолимые разногласия вопроса о политико-правовом статусе Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, признанных в августе 2008 года Российской Федерацией независимыми государствами.
Полное название документа – «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами». Он стал результатом сложных переговоров о вступлении России в ВТО, в ходе которых Грузия поначалу выдвигала неприемлемые условия. В конечном итоге, однако, Москва и Тбилиси договорились пригласить международных посредников, призванных контролировать поток грузов и производить соответствующую маркировку. Этим снималась проблема таможенного оформления грузов и появлялась возможность задействовать Транскавказскую магистраль по линии Алагир – Нар – Джава – Цхинвал – Гори, что отвечало бы и интересам Армении, заинтересованной в стабильном транспортном сообщении с Россией. Основная используемая армянскими грузоперевозчиками магистраль – Военно-грузинская дорога – часто закрывается из-за оползней и снегопадов.
Посредниками на переговорах между РФ и Грузией являются власти Швейцарии, предложившие создать электронную систему слежения за передвижением товаров на абхазском и южноосетинском участках границы. При всех минусах такого решения, оно позволяет избежать формального признания российской стороной торговых операций на таможенных постах Псоу и Верхний Зарамаг как части российско-грузинской торговли.
В настоящее время, сообщил Григорий Карасин, речь идёт о задействовании трёх коридоров. Один из них начинается вблизи Сочи и, проходя через Абхазию, доходит до Зугдиди. Второй коридор начинается от североосетинского села Нар и проходит через Южную Осетию до грузинского Гори, а третий расположен у КПП Казбеги – Верхний Ларс (российско-грузинская граница). Роль оператора таможенных пунктов будет играть частная швейцарская компания SGS, предоставляющая услуги в сфере инспекций и сертификации.
Окончательно все вопросы планируется утрясти в конце марта, включая конкретные места расположения таможенных пунктов, после чего Россия и Грузия должны будут подписать соглашение с SGS. «Мы готовы это сделать… достигнут серьезный прогресс в практической области. Теперь будем продолжать двигаться к тому, чтобы все это заработало», – заверяет Григорий Карасин.
Между тем в марте 2017 года предстоят парламентские выборы в Абхазии, а в апреле – президентские выборы в Южной Осетии. Не исключено, что определённые силы попытаются разыграть «карту» российско-грузинских договорённостей в собственных целях, но безопасность республик и их политико-правовой статус надёжно закреплены всем комплексом имеющихся договоров и соглашений международно-правового характера.
По словам Григория Карасина, Россия не может себе позволить иметь напряжённые отношения с соседней страной: «Наш основной принцип в этих контактах заключается в поиске тех решений, которые сейчас реалистичны. Мы, естественно, исходим из того, что итоги 2016 года вселяют определенную надежду на то, что наши отношения будут развиваться и дальше. Взаимная торговля выросла на 17%, достигла 800 млн долл».
Число россиян, посетивших Грузию в 2016 году, превысило 1 миллион человек.
По материалам СМИ