Посол ФРГ на Украине Эрнст Райхель считает, что «отменять или перечёркивать минский процесс было бы неправильным». По его мнению, его посол высказал в Киеве во вторник 4 июля, минские договорённости не устарели и не нуждаются в поиске альтернативных решений, просто нужно найти способ придать «новое дыхание» переговорному процессу по урегулированию ситуации в Донбассе. «Популярно сейчас на Украине считать, что минские договорённости имеют недостатки или устарели. Но мой ответ по этому поводу: если у кого-то есть лучшая идея, чем «Минск», эта идея будет приветствоваться при одном условии – что она будет не только новой, но и реалистичной и будет вести к возвращению Донбасса Украине. Альтернативные предложения должны иметь лучшие шансы для того, чтобы политическая воля (для их выполнения. – Ред.) нашлась в Москве. Сложно представить, что это возможно. Сводить на нет минские соглашения, но без лучшей альтернативы – это недальновидный и деструктивный подход», – подчеркнул Райхель. Он уверен, что Украина должна согласиться с проведением в Донбассе выборов: «Минские договорённости предполагают в рамках децентрализации особый статус для Донбасса, но речь идёт о местной автономии, а не о региональной. То есть это не региональные выборы, а местные. Это важный шаг, который Украина должна будет сделать». Райхель подчеркнул, что «важная позиция немецкого и французского правительств – в этой ситуации необходимо обеспечить прекращение огня и отведение тяжёлого вооружения, и когда это будет сделано, тогда можно будет говорить о выполнении всех элементов минских соглашений».
Фактически Эрнст Райхель повторил ровно то же, что перед визитом Порошенко к Трампу озвучил госсекретарь США Рекс Тиллерсон: если у украинского руководства есть реальная альтернатива минским соглашениям, Киев должен прийти к общему решению с Москвой, тогда Запад готов будет согласиться с этими предложениями. Но у украинского руководства пока что нет ничего, кроме разрекламированного ранее законопроекта «о реинтеграции Донбасса». Теперь этот документ как чемодан без ручки: для США и Европы он неинтересен в силу невозможности урегулировать конфликт и о чём-то договориться с Россией, а без поддержки Запада «реинтеграция Донбасса» Украине не нужна, поскольку именно на западных «друзей Украины» Порошенко и Турчинов собирались возложить обязанности поддержать введение военного положения в Донбассе без объявления войны. США и Европа (по задумке киевских стратегов) должны были помочь Украине и морально, и материально справиться с коллизией: военное положение объявлено, бои «с Россией» идут, но войны при этом официально нет.
Теперь, когда Запад не посчитал для себя возможным участвовать в очередной украинской авантюре, «чемодан» бросить жалко, ведь целая буря в стакане по его поводу была поднята в надеждах, что Трамп оценит. Или Меркель. Или Макрон. Ведь так удобно для Киева всё было придумано: военное положение, оперативный центр управления войной, переход ВСУ от формата АТО к формату «войсковой операции»! Но вместо этого и Вашингтон, и Берлин заявили, что альтернатива хороша только в том случае, если на неё согласится Москва, а Париж огласил Порошенко «формулу Макрона», которая, по сути, является шагами к выполнению минских соглашений.
Вице-спикер украинского парламента Ирина Геращенко допустила, что Совет национальной безопасности и обороны может рассмотреть законопроект о «реинтеграции Донбасса» на следующей неделе, прежде (до встречи Порошенко с Трампом) секретарь СНБО Турчинов убеждал общественность, что документ уже готов и скоро будет принят парламентом. Об этом же говорил и спикер Верховной рады Парубий. Однако следующая неделя – заключительная в работе текущей сессии украинского парламента, и уже ясно, что процесс принятия закона о «реинтеграции Донбасса» может быть отложен. До лучших времён, на которые всё ещё сохраняют надежду в украинском руководстве. Военное положение для Киева – вопрос принципиальный, поскольку позволяет отложить проведение местных выборов в Донбассе и, следовательно, отлучить население республик (а также по возможности других нелояльных киевскому режиму территорий) от парламентских и президентских выборов.
Соб. корр. ФСК