Президент США Дональд Трамп решил прекратить реализуемую с 2013 года программу по вооружению и военной подготовке антиправительственной оппозиции в Сирии. Во всяком случае, так уверяет читателей Washington Post со ссылкой на собственные источники.
По данным газеты, Трамп принял решение прекратить комплекс мероприятий, призванный оказать военное давление на сирийского лидера Башара Асада, ещё в прошлом месяце после встречи с директором ЦРУ Майком Помпео и советником по национальной безопасности Гербертом Макмастером. Источники газеты всячески открещиваются от связи этого предполагаемого решения со встречей в Гамбурге 7 июля президентов США и России, опасаясь очередного всплеска информационной истерии с обвинениями по адресу Дональда Трампа в «потакании имперским амбициям Кремля на Ближнем Востоке».
Также отмечается, что программа Пентагона по подготовке Сирийских демократических сил (СДС) для борьбы с запрещённой в России террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ) будет продолжена. Не вполне ясно также будущее вооружённых группировок наподобие «Джейш Магавир аль-Тавра» (прежние названия – «Новая сирийская армия» и «Армия революционных коммандос»), действующих на юге Сирии в районе Ат-Танф и поддерживаемых американцами из Иордании. ЦРУ и Белый дом от комментариев по этому поводу уклоняются.
В Москве информацию о возможном сворачивании США программы поддержки сирийской оппозиции прокомментировал заместитель директора департамента информации и печати МИД России Артем Кожин: «Все шаги, направленные на разрядку обстановки и укрепление безопасности в ближневосточном регионе, мы приветствуем».
Несмотря на то, что программу, ставшую важным фактором радикализации северо-запада Сирии (провинция Идлиб с прилегающими районами и западная часть провинции Алеппо) многие критиковали за неэффективность, на протяжении лет она усиливала радикалов-джихадистов и наёмников, оружие и боеприпасы к которым попадали через «сообщающиеся сосуды» «умеренных» группировок. Однако освобождение Сирийской арабской армией в декабре 2016 года при активном участии ВКС России восточных кварталов города Алеппо позволило кардинально изменить обстановку.
Зоны контроля на северо-западе Сирии
Высказывается предположение, что неподтверждённое пока документально изменение политики администрации Трампа в сирийском вопросе может быть представлено как «уступка России». От ряда, казалось бы, серьёзных экспертов уже послышались возгласы в стиле «всё пропало, Трамп попался в русскую ловушку!».
Наименования конкретных группировок, которым предстоит сесть на «голодный паёк», пока не разглашается, что предполагает осторожное отношение к распространяемой американской газетой информации. Вместе с тем не исключено, что предполагаемое сворачивание программы может быть следствием углубляющихся разногласий между Вашингтоном и Анкарой, прежде всего, в вопросе поддержки составляющих костяк СДС сирийских курдов. Накануне турецкое агентство Anadolu опубликовало данные о размещении военных объектов Пентагона на севере Сирии. Если следовать этой логике, то «пострадать» должны, прежде всего, протурецкие группировки, что приведёт к сокращению их рядов за счёт либо бегства в Турцию, либо (местные уроженцы) возвращения в мирную жизнь. Ранее появлялась информация о том, что по крайней мере некоторые из «революционеров» Хамы, Идлиба и Хомса готовы к переговорам с россиянами в Анкаре.
«Турция… весьма вовлечена в процессы в этом районе [на северо-западе Сирии], так что какие-либо изменения в политике США в отношении повстанцев могут отражать продолжающиеся разногласия с Турцией, которые мы видим и в других вопросах», — полагает научный сотрудник Центра по Ближнему Востоку Института Карнеги Езид Сайиг.
Если данные Washington Post окажутся верными, сворачивание помощи боевикам в крупнейшей «зоне деэскалации» позволит существенно сократить путь к национальному примирению. Вместе с тем подпитка сил международного терроризма за годы сирийской войны обрела собственную логику. О том, какой размах она приняла, хорошо свидетельствует, в частности, очередная серия расследования болгарской журналистки Диляны Гайтанджиевой о путях снабжения орудующих в Сирии террористических банд. Следует также заметить, что официально поддерживаемые американцами группировки снабжаются по тем же каналам, что и террористы.
Тайные операции западных спецслужб на протяжении десятков лет по вооружению радикальных группировок от Афганистана до Сирии привели к беспрецедентному росту трансграничного терроризма, прикрывающегося псевдоисламскими лозунгами. В 2013 году бизнесмен Дональд Трамп называл сирийских мятежников «радикальными джихадистами-исламистами, которые убивают христиан». Попытаться сдержать «воинов джихада» – чрезвычайно серьёзная и ответственная (если вообще подъёмная в принципе) задача. Ну а если «деликатную» задачу по вооружению террористических группировок переложат, к примеру, на Саудовскую Аравию, то это только подтвердит отсутствие кардинальных сдвигов в ближневосточной стратегии администрации президента Трампа.
По материалам СМИ