После восьми месяцев раздумий, 2 сентября, Пётр Порошенко подписал Закон Украины «Об амнистии в 2016 году». Закон этот Рада приняла ещё 7 июля 2016 года. В соответствии с ним, под амнистию попадают несовершеннолетние, женщины, инвалиды, а также «участники боевых действий, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, участвовавшие в АТО и не совершившие тяжких преступлений». В августе прошлого года Порошенко вернул закон в парламент на доработку. 22 декабря 2016 года Рада повторно приняла его с предложениями президента.
Спустя восемь месяцев президент Украины по просьбе руководителей церквей и так называемых героев Украины закон наконец подписал. «Наши герои-военные и иерархи нашей церкви обратились ко мне по вопросам амнистии для тех, кто прошёл горнило войны, принимал активное участие в АТО, но не совершил тяжёлых преступлений, чтобы государство пошло навстречу», - сообщил Порошенко на встрече с атошниками и предстоятелями духовенства.
Действительно, Предстоятель Украинской православной церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий поддержал предложение о помиловании: «Я думаю, что это хорошая идея. Милосердие, когда оно проявляется во всех сферах, приносит пользу».
Расстрига Филарет был более красноречив: «Мы поддерживаем просьбу и самих наказанных, и военное руководство, которое просит об этом. Если президент помилует – это поднимет авторитет самой армии, дух поддержит».
Участников АТО, которые ждут амнистии, немало. С начала текущего года к уголовной ответственности за разного рода преступления было привлечено почти 3800 военнослужащих украинской армии. Такие данные приведены на сайте Главной военной прокуратуры Украины.
Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Виктор Муженко, комментируя в Facebook закон об амнистии, оправдывает преступников: «Выполнение боевых задач связано со многими факторами и рисками, которые влияют на поведение, решения и деятельность военнослужащих. Вместе с тем сверхчеловеческие нагрузки военных также всегда связаны с высоким риском совершения ошибки, за которую может наступать ответственность. Эти факторы приводят к тому, что к ответственности могут быть привлечены вообще невинные лица».
В местах «не столь отдалённых» на Украине становится всё больше и больше тех, кто с оружием в руках шёл грабить и убивать мирных жителей Донбасса, а возвратившись, решил, что и дома можно заниматься тем же. Как при этом быть пострадавшим, не уточняется. О жертвах преступной деятельности атошников никто даже вспомнить не удосужился.
Впрочем, очередная амнистия для «героев» продиктована отнюдь не заботой. У Киева появилась возможность откупиться от них: вместо почёта и уважения (которых, как оказалось, нет) – прощение грехов. Всё, что ни натворят «наши хлопцы из АТО», сойдёт им с рук. А при том количестве оружия, которым нынче переполнена Украина, ждать долго не придётся.
Конечно, не всех простят – амнистии не подлежат осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. А также дезертиры, те, кто украл или повредил оружие, боеприпасы, военную технику или имущество. Многие украинские эксперты считают, что закон об амнистии будет иметь эффект «закона Савченко», по которому на свободе оказались социально опасные преступники.
Соб. корр. ФСК