Кухня информационной войны
Новостное агентство Bloomberg (США) опубликовало статью, которую на Украине обсуждают уже несколько дней. Речь идёт о предложении, которое Путин будто бы обсуждал с Трампом – провести референдум в непризнанных республиках Донбасса. Об этом, пишет Bloomberg, стало известно неким российским дипломатам. Впрочем, источники агентство не называет.
Один из тайных собеседников Bloomberg якобы рассказал, что Трамп и Путин решили не выносить идею референдума на пресс-конференции после встречи в Хельсинки, чтобы дать американскому лидеру время обдумать её.
При этом Bloomberg признаёт, что «подробностей того, о чём говорили два лидера на встрече в Хельсинки по-прежнему мало». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать детали того, что конкретно Путин сказал об урегулировании конфликта в Донбассе на саммите, заявив только: «Обсуждались некоторые новые идеи. Над ними будут работать».
В своём «Твиттере» Трамп назвал саммит «большим успехом» и упомянул Украину среди обсуждаемых тем, не приводя подробностей.
То есть пока что новость выглядит так, если отбросить информационный туман: на закрытой встрече Путин и Трамп обсуждали урегулирование конфликта в Донбассе, были высказаны идеи, о которых публично президенты не говорили. Но какие-то бойкие «российские дипломаты» тут же побежали в Bloomberg и принялись пересказывать прессе содержание разговора президентов России и США, как бы проигнорировав их договорённости. Выглядит это по меньшей мере странно. И тут возможны варианты:
– никаких «российских дипломатов» у Bloomberg не было, информация о референдуме слита американскими источниками с целью «помочь» президенту Трампу обдумывать действительно обсуждавшийся на встрече вариант урегулирования вооружённого конфликта;
– учитывая, что обнародованная Bloomberg идея о референдуме – единственная, а Путин говорил о «новых предложениях» во множественном числе, этот информационный вброс призван играть, прежде всего, против Трампа, которому российский президент якобы предложил вариацию «крымского сценария», а тот взял время над ним поразмыслить, вместо того чтобы сразу сказать решительное «нет». В пользу этого говорит упоминание в статье Bloomberg крымского референдума – здесь агентство процитировало Владимира Путина, сказавшего в Хельсинки следующее: «Мы считаем, что провели референдум в строгом соответствии с международным правом. Для нас, для Российской Федерации, этот вопрос закрыт». И тут же слова бывшего главы ЛНР Игоря Плотницкого, сказанные весной 2017 года, – мол, в Донбассе «результат был бы таким же, как и в Крыму», если бы там был проведён референдум о присоединении к России.
Спросите, а при чём здесь 2017 год, Плотницкий и вообще референдум в Крыму? А просто так надо агентству Bloomberg, играющему в свою игру. Что должен понять читатель? Да только то, что Владимир Путин предложил некий «крымский вариант» для Донбасса, а Дональд Трамп, хотя и сразу на это не согласился, но пообещал подумать, да ещё и держит в тайне разговор.
И только говорливые «российские дипломаты» не дали свершиться великой «зраде»!
Разумеется, весть о референдуме в Донбассе, всколыхнула весь мир. В первую очередь Украину.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин первым отреагировал на новость от Bloomberg и поспешил заявить, что референдум в Донбассе станет «репетицией развала Украины».
«Мне звонят многие эксперты и журналисты: просят прокомментировать российское предложение по референдуму в Донбассе. По этой дерзости скажу коротко: никто, буквально никто не верит в какую-либо возможность свободного и честного волеизъявления в Донбассе в условиях российской оккупации. Что касается политических и юридических аспектов, всем и так всё понятно. Это своего рода «репетиция», которую кремлевский режим будет толкать, чтобы развалить нашу страну. Им это не удастся», – настрочил Климкин на своей странице в социальной сети Facebook.
А заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Украины Георгий Тука заявил, что никакие результаты референдумов в Донбассе Киев не признает, поскольку они будут проведены неконституционным способом.
«Что касается самой «идеи Путина»: ни Путин, ни Трамп не способны изменить Конституцию Украины. Это можем сделать только мы сами! Следовательно, никакие «референдумы», которые не предусмотрены конституцией, Украина признавать не будет», – написал Тука на своей странице в социальной сети Facebook. Правда, чиновник усомнился в достоверности информации от Bloomberg.
Взбудоражилась и вице-спикер парламента Ирина Геращенко.
«В Минских соглашениях, кстати, нет никакого референдума, а есть местные, региональные выборы, которые должны проходить по украинскому законодательству, под эгидой международных организаций, в частности БДИПЧ/ОБСЕ. После демилитаризации региона, разоружения боевиков, а не под дулами автоматов и под присмотром фээсбэшников и «зеленых человечков» с перешитыми шевронами», – тут же вспомнила про договорённости в Минске Геращенко. Она упомянула и о том, что «украинская сторона официально обратилась к нашим американским партнёрам с просьбой предоставить информацию, про какие такие «новые идеи в отношении Украины», о которых заявил в своем интервью Путин, шла речь на встрече в Хельсинки, и говорилось ли вообще».
«У меня есть большие сомнения, что предложение о повторном референдуме было всерьез озвучено как некая инициатива. Потому что эта инициатива означала бы, что Путин предлагает Западу признать суверенитет непризнанных республик. Путин мог предложить под международным контролем провести референдум и выяснить, что на самом деле думает местное население. В таком контексте могло звучать предложение», – полагает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Руслан Бортник, политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики, считает, «если предложение о референдуме в Донбассе действительно было сделано, то сделано "для торгов"».
«Если Украина не начнёт реализовывать политическую часть Минских соглашений в части создания автономных субъектов в составе Украины, то Россия будет предлагать провести там референдум, результаты которого уже понятны», – уверен политолог. «А поскольку ДНР и ЛНР претендуют на всю территорию Донецкой и Луганской областей, то это повлечёт за собой последующее развитие военного конфликта, чего боится и опасается Запад», – отметил Бортник.
Встревожились и в мятежных республиках.
«А где проводить референдум? Всё дело в том, что граждане ДНР и ЛНР не воспринимают оставшуюся под контролем Украины часть своих республик как чужие. Это свои территории. И я могу с гарантией 99% сказать, что жители ДНР и ЛНР будут требовать проведения референдума на всей территории республик.
По крайней мере, таковы настроения в республиках. И с этим нельзя не считаться. Хотя с другой стороны, если брать международный аспект, то вряд ли можно рассчитывать на то, что может быть проведён референдум под контролем Украины. Скорее речь идёт о территориях, подконтрольных республикам. Вообще в этой информации вопросов больше, чем ответов», – считает Александр Казаков, советник главы ДНР Александра Захарченко.
И, разумеется, посыпались протесты из США. Да и в администрации Трампа уже прочли публикацию в Bloomberg. «Администрация (президента США. – Ред.) не поддерживает проведение референдума на востоке Украины – такой «референдум» был бы нелегитимным. Мы продолжаем поддерживать Минские соглашения для разрешения конфликта», – отметила официальный представитель Госдепа Хизер Науэрт.
Белый дом «не рассматривает» возможность поддержки референдума в Донбассе, заявил представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Гарретт Маркис.
А в Bloomberg наверняка довольно хрустят воздушной кукурузой: уже неважно, какое именно предложение Путина собирался обдумывать Трамп. Главное, что все обсуждают ту повестку дня, которую придумало новостное агентство.
Соб. корр. ФСК