Мемориал на Лычаковском кладбище во Львове становится польским территориальным анклавом
В конце июля во Львове судили гражданина Польши. Молодой житель Кракова был обвинён в хулиганских действиях, учинённых на мемориале «львовских орлят» на территории Лычаковского кладбища. Поляка оштрафовали на символическую сумму в 85 гривен и заставили оплатить судебные издержки в размере 340 гривен. При этом оштрафованный заявил, что приехал «освобождать львов» (каменные фигуры львов, воздвигнутые на мемориале и прикрытые по распоряжению львовских властей щитами из ДСП).
Инцидент стал ещё одним подтверждением того, что поляки во Львове чувствуют себя как дома. «Орлята» – это польские ополченцы, участвовавшие в конце 1918 – первой половине 1919 года в боях с подразделениями ЗУНР (Западно-Украинской народной республики) и, в частности, оборонявшие Львов. При Пилсудском во II Речи Посполитой «орлятам» был создан культ национальных героев, возрождённый в современной Польше.
Вообще, кладбищенский мемориал во Львове становится польским территориальным анклавом. Здесь ежегодно проводятся церемонии в честь дня Войска Польского, школьники из Польши украшают памятники бело-красными лентами, сюда часто наведываются польские официальные лица.
Однако дело не только в мемориале: весь Львов рассматривается поляками как польская собственность, временно находящаяся в чужих руках. Об этом заявляют не только маргиналы вроде ультрас варшавской «Легии». Не остаётся в стороне и польское государство.
Весной на государственном «Польском радио» состоялась дискуссия на тему поддержки львовских музеев. В программе прозвучали такие слова: «Польский смысл существования – это поддержка музеев во Львове». Говорил об этом Войцех Конончук из Центра восточных исследований. Данный Центр – организация правительственная, где Конончук руководит отделом Украины, Белоруссии и Молдовы. И хотя его интересы лежат в сфере экономики, забота о музеях тоже понятна: чем больше во Львове экспонатов и артефактов, связанных с Польшей, тем ярче выражена полонизация города.
Государственное радио в Польше ведёт активную пропаганду польского Львова, создав цикл передач «Мир кресов». «Восточные кресы» («восточные окраины») – это польское название западных территорий трёх современных государств, Украины, Белоруссии и Литвы; территорий, некогда входивших в состав Речи Посполитой. Рассказывают о «мире кресов» на «Польском радио» уже третий год подряд.
Так, 31 июля в эфир вышла программа «Львов был музыкальной столицей Польши». Несколькими месяцами ранее слушателям поведали, что город являлся одной из театральных столиц Речи Посполитой. А недавно одно из ведущих польских изданий Gazeta Wyborcza выдало материал под заголовком «Львов – довоенная пивная столица Польши».
Скоро напоминаний о польском Львове станет ещё больше. В Китае по заказу Польского государственного морского пароходства строятся новые корабли, называться они будут «Вильно», «Тарнополь» и «Львов». Возбуждена и польская общественность. 21 июля в сети появился ролик под лозунгом «Львов всегда был польским!» (Lwów był zawsze Polski).
Собираются деньги на съемки полнометражного анимационного фильма. Ожидают, что к ноябрю такой фильм о польском Львове будет готов.
Украина реагирует на польское наступление странно – шумом в СМИ, иногда акциями украинских радикалов, которые то бросят взрывпакет на могилы «орлят», то подожгут автобус с польскими номерами. Расследования, проводимые по таким поводам СБУ, традиционно заканчиваются тем, что объявляется о «российском следе» и «руке Москвы».
Ещё интереснее ведут себя украинские власти. Когда в начале июля президент России присвоил почётные наименования нескольким полкам и дивизиям ВС РФ, в «незалежной» поднялся крик: депутаты, журналисты, блогеры, даже начальник Генштаба узрели в этом агрессивные планы в отношении Украины. Однако пропаганда польского Львова куда опаснее почётного наименования «гвардейский танковый Львовский ордена Ленина полк». Только вот на польскую пропаганду украинские власти почти не реагируют. Президент и министр иностранных дел Украины призывают Польшу объединиться против «врага с востока», а в ответ Киеву предлагают из Варшавы покаяться за Волынскую резню. Что касается городских властей Львова, то это вообще образец сервилизма по отношению к полякам.
У мэра Львова Андрея Садового есть, как он считает, большой друг — Рафал Дуткевич, президент Вроцлава (так в Польше именуется должность градоначальника). В июне Садовый ездил в гости, вручил коллеге золотой герб Львова, высший знак отличия, учреждённый местной властью. В июле гостем стал уже Дуткевич. Он почтил память польских учёных, убитых нацистами, покрасовался вместе с Садовым в футболке с надписью «#FreeSentsov» и подарил львовскому мэру маленького бронзового гномика. После этого Садовый на своей странице в «Фейсбуке» чуть не плакал от умиления. А Дуткевич был куда более скуп на эмоции: ни слова о визите во Львов в «Фейсбуке» и никаких заверений в любви и дружбе.
Мэр Львова Садовый счастлив – поляки подарили ему гномика
Другой регион западной Украины – Ровенщина. Сюда в начале июля приехала делегация из Выдмины, что в Варминьско-Мазурском воеводстве. В переводе на более понятные термины это были представители сельсовета, и прибыли они к своим коллегам из посёлка Клевань, но их приняли в обладминистрации и облсовете. Потом поляки отправились в Клевань, где в качестве подарка вручили местным пожарным… три пожарные каски и комплект защитной спецодежды. Или вот ещё: в июле в Збараж (Тернопольская область) приехала группа волонтёров, чтобы привести в порядок польские могилы на местном кладбище. Вместе с волонтёрами косить траву и полоть бурьяны отправился сам мэр Збаража (!).
Гостеприимство тут переходит в подобострастие, и так повсюду на Украине: куда бы ни приехали польские гости, местное украинское начальство бегает перед ними на полусогнутых.
Между тем всё ближе ноябрь, когда будет отмечаться 100-летний юбилей так называемого ноябрьского восстания во Львове. (1 ноября 1918 года Львов, считавшийся тогда коронной землёй империи Габсбургов, был захвачен сечевыми стрельцами – подразделениями австрийской армии, сформированными из галичан и сражавшимися в Первой мировой войне на стороне держав Тройственного союза; через три недели сечевые стрельцы были выбиты из Львова польской армией). По этому поводу на Украине запланированы открытие памятников, военно-исторические реконструкции, другие мероприятия. Польша тоже вспомнит о столетней годовщине, и осенью украинская сторона получит очередную порцию унижений: ей снова напомнят, кого следует считать настоящим хозяином Львова.