Перейти к основному содержанию
Евромайдан

Пятилетка «революции гидности»: предъявить нечего, но редкие романтики ещё остались

Статья The New Republic приурочена к пятой годовщине, и, получается, в качестве оправдания вооружённого переворота 2014 года даже через пять лет предъявить нечего, кроме парочки ещё не разочаровавшихся революционеров на фоне гражданской войны, деятельности ультраправых экстремистов, обнищания, роста цен и тарифов, бегства из страны трудоспособных украинцев.

Издание The New Republic нашло парочку тех, кто не разочаровался

В Киеве можно подняться по лестнице из метро на площадь, где за 30 лет произошли три революции и множество протестов, больших и малых. Киевский майдан Незалежності с его мемориалами и памятниками стал синонимом современной Украины, пишет либеральный американский журнал The New Republic.  

«Для меня это Иерусалим, это место, которое изменило всё для меня и для Украины», – говорит в беседе с корреспондентом издания активист Святослав Юраш, работавший в составе международной группы по связям с общественностью во время революции 2013-2014 годов.  

Пять лет назад в ноябре на Майдане началась серия протестов, вызванных тем, что Янукович отказался от соглашения между Украиной и Европейским союзом, по-своему объясняет читателям причину «революции» The New Republic. Свергнутый украинский президент, правда, от соглашения об ассоциации с ЕС не отказывался – просто не спешил с этим, но скачущие на львовских и киевских майданах и майданчиках люди  были уверены, что вслед за соглашением придёт процветание, европейские зарплаты и пенсии, а посему подписать его требуется срочно. Но об этом американское издание, разумеется, своим читателям не сообщает.

«Гуляя здесь, нетрудно понять, почему Юраш и другие украинцы смотрят на майдан как на святую землю. Установленный посреди площади монумент независимости окружает выставка с  фотографиями революции. Мужчины с мегафонами рекламируют экскурсии по  особняку Януковича под Киевом, ныне находящемуся в собственности украинского государства. Для пущего эффекта стоит просто пройти по улице Институтской, которая идёт вдоль площади перед украинским парламентом. Вдоль мощёной булыжником дороги установлены памятники протестующим. Цветы и красные свечи обрамляют лица и имена убитых 20 февраля 2014 года – в самый кровавый день революции. После этого улица была названа в их честь и закрыта для  движения», – делится впечатлениями автор статьи Майкл Колборн (Michael Colborne). Но впечатления от прогулки по майдану и окрестностям у автора противоречивые.  

За мемориалами находится гостиница «Украина» – громадное здание советской эпохи, отель первоначально назывался «Москва». Отсюда начинается другая сторона новой Украины – это украинские ультраправые,  вынужден признать  Колборн. 

«Повсюду наклейки ультраправого «Национального корпуса», политической партии украинского полка Национальной гвардии, известного как «Азов». Наряду с несколькими самоклейками футбольных хулиганов и экстремистскими граффити здесь можно увидеть самоклейки «Национального корпуса», которые призывают молодых людей «вступать в ряды», агитируя всем, чем можно, – от слова «братство» до фразы "одной крови"», – пишет он. 

New Republic подчёркивает, что «Азов» был образован в 2014 году для борьбы с пророссийскими силами на востоке Украины, быстро заработал репутацию одной из самых яростных антироссийских сил в стране. Но также он, не скрывая, принимал в свои ряды открытых неонацистов, что сделало его лёгкой мишенью для «кремлёвской пропаганды», утверждающей, что Украиной управляет фашистская «хунта», пытается смягчить неприятные нюансы украинской «демократии» американское либеральное издание.  

«В октябре 2016 года «Азов» сформировал «Национальный корпус», а в начале этого года – национальную милицию, уличный патруль, который принимал участие в нападениях на лагеря цыган. В октябре они провели марш с участием более чем десяти тысяч человек, среди которых было несколько неонацистов из Германии», –  перечисляет факты автор статьи. 

Здесь, на майдане, также можно увидеть, как члены «Национального корпуса» ведут вербовку и пропаганду, раздавая газету своей партии. «На обложке октябрьского издания изображён лидер движения Андрей Билецкий, человек, который когда-то писал о «последнем крестовом походе белых рас мира… против семитских недолюдей». А на другом конце площади, в переулке, они создали многоцелевой молодёжный центр, где подростки могут среди прочего тренироваться и посещать лекции представителей европейского ультраправого движения». 

По мнению The New Republic, оснований для беспокойства вроде бы и нет, поскольку эти ультраправые партии имеют минимальную общественную поддержку и не смогут пройти в парламент. Однако издание признаёт, что националистические силы проникли в правоохранительные органы многих городов, включая Киев. И это становится опасно. Тем более что проблему эту стараются не афишировать, дабы не дать лишний раз повод «пропаганде Кремля» рассказать о фашистах на Украине, считает  социолог и преподаватель Киевского политехнического университета Владимир Ищенко. 

Издание отмечает: со стороны может показаться, что большинство прохожих не волнуют эти подростки и бесплатные газеты ультраправых однако лишь потому, что есть много других проблем. Например, рост цен, тарифов, коррупция и размер зарплат и пенсий. Последние опросы показывают, что в сознании граждан эти вопросы вплотную приблизились к теме завершения войны на востоке Украины как самой большой проблеме, стоящей перед страной. 

«Коррупция по-прежнему является на Украине хронической проблемой. Несмотря на международное давление в вопросе борьбы с разгулом коррупции в стране, украинцы в одном из недавних опросов рассказали, что сталкиваются со  взяточничеством чаще, чем в 2015 году. Для активиста Юраша украинские политики согрешили тем, что не стали всерьёз бороться с коррупцией – не смогли построить новую Украину, на что надеялись он и другие участники революции», – пишет The New Republic. 

К тому же экономика Украины остаётся слабой. Недавнее исследование, опубликованное Credit Suisse, говорит о том, что Украина входит в число наихудших стран с точки зрения размера чистого дохода своих граждан. 

Многие украинцы, особенно молодые, уезжают из страны  на заработки за границу – они не видят будущего на родине. 

Может показаться, как будто надежды мало, но  такие активисты как Юраш говорят, что они сохраняют оптимизм.  

27-летняя Катерина Крук провела на майдане более трёх месяцев. Она сделала себе имя, работая в прямом эфире и освещая в Twitter то, как проходили протесты. Сегодня она уверена, что революция ещё не закончена и не собирается сдаваться.  «Я не разочарована, – говорит Крук, отвечая на вопрос об успехе революции или его отсутствии пять лет спустя. – Я никогда не буду разочарована» – на такой позитивной ноте пытается закончить статью издание, чтобы у читателей не возникли неудобные вопросы. Действительно – революция ещё не закончена, поэтому столько проблем. Зато когда закончится… 

Статья The New Republic приурочена к пятой годовщине, и, получается, в качестве оправдания вооружённого переворота 2014 года даже через пять лет предъявить нечего, кроме парочки ещё не разочаровавшихся революционеров на фоне гражданской войны, деятельности ультраправых экстремистов, обнищания, роста цен и тарифов, бегства из страны. И это американский журналист только прогулялся по майдану, не вникая в ситуацию на Украине!

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0