«"Троеморье" – это региональная инициатива Польши, которую мы, Соединённые Штаты Америки, наш президент, наше правительство с энтузиазмом поддерживаем. Мы считаем лидерство Польши очень важным, эти слова я передал министру иностранных дел [Польши] и руководителю канцелярии президента [Польши]», – заявил заместитель госсекретаря США Джон Салливан во время визита в Варшаву 19 декабря.
Американский визитёр не ограничился этими словами, он встретился с членами польского правительства, представителями крупного капитала, членами неправительственных организаций и подписал соглашение о поставках американского сжиженного газа (СПГ) на польский рынок.
«Троеморье» («Инициатива трёх морей») – проект по консолидации на антироссийской платформе двенадцати государств, расположенных между Адриатическим, Балтийским и Чёрным морями (Польша, Хорватия, Болгария, Чехия, Венгрия, Австрия, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва). По уверениям польских политиков, углубление военного, экономического и идеологического партнёрства стран-членов проекта «Троеморье» создаст санитарный кордон у западных границ Евразийского союза в рамках политики НАТО по «сдерживанию» России. Параллельно американцы начнут долгосрочную операцию по вытеснению своим СПГ российского трубопроводного газа из Европы.
Варшава называет «Троеморье» инфраструктурно-экономическим проектом, но он преследует и военные цели. Джон Салливан прямо заявил об этом в Варшаве, назвав «Инициативу трёх морей» отвечающей интересам политики США и НАТО.
«Троеморье» – проект, призванный торпедировать планы сооружения газопровода «Северный поток - 2». Он направлен одновременно и против России, и против Германии – двух континентальных держав тесного партнёрства между которыми англосаксы и поляки опасаются уже более ста лет. «Троеморье» должно выстроить в Европе новую стену, снова разделить континент на две части, помешав возникновению гипотетической оси Москва – Берлин.
Этим обусловлены и резко ужесточившиеся к концу 2018 года атаки американской дипломатии на проект газопровода «Северный поток - 2». Обычная для языка дипломатов сдержанность забыта. «Северный поток - 2», заявил на днях в авторской колонке для немецкой газеты Rheinische Post посол США в ФРГ Ричард Гренелл, является «наглой попыткой правительства России усилить захват, сохраняя поставки энергоносителей европейским союзникам и партнерам и при этом продолжая кампанию по подрыву суверенитета и территориальной целостности Украины».
Ранее палата представителей Конгресса США и Европейский парламент 11 и 12 декабря приняли резолюции, призывающие остановить строительство российского газопровода.
Подписанное во время визита Джона Салливана в Варшаву соглашение о поставках американского СПГ на польский рынок американский визитёр, как уже сказано, увязал с военными вопросами. «Для Европы «Северный поток - 2» – очень плохая идея и в военном смысле, и в смысле энергетической безопасности», – заявил Салливан.
«Американцы оказали огромное давление, чтобы отменить проект. Они делают это не из-за своей любви к Украине, а потому что хотят сами поставлять газ в Германию – сжиженный газ, который ниже по качеству, но дороже, чем трубопроводный», – заявил бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер в интервью изданию Welt. И здесь уже нет места экономике. Навязывая Европе свой сжиженный природный газ, администрация Дональда Трампа использует экспорт сырья как геоэкономическое оружие.
Двенадцать стран-участниц «Троеморья» – это 1/3 часть территории Европейского союза и 1/5 его населения, но странам-участницам проекта не хватает сплочённости. У каждого участника свои интересы. Хорватия, Австрия, Болгария, Словения, Чехия стараются получить доступ к создаваемой в рамках проекта энергетической и транспортной инфраструктуре. Словакия ищет возможность компенсации ввиду предстоящего снижения транзита российского газа в Европу через её территории и территорию Украины. Венгрия видит в «Троеморье» ситуативную возможность уравновесить германское влияние в связи с напряжёнными отношениями Будапешта и Берлина из-за миграционного кризиса. И все эти страны готовы к сотрудничеству с РФ, насколько позволяет введённый Вашингтоном и Брюсселем режим санкций против России. Явную антироссийскую позицию занимают лишь Польша и страны Прибалтики.
Конечные цели каждого участника слишком различны, чтобы «Троеморье» получило завершённый облик. Во многом оно так и останется американо-польским проектом, участие в котором других стран продиктовано их опасением очутиться за бортом обсуждения Вашингтоном и Варшавой планов перекройки энергетической карты Европы.
Между тем 23 декабря компания Nord Stream 2 AG – оператор проекта «Северный поток - 2» сообщила: «Реализация проекта «Северный поток ‑ 2» идет по графику. Компания Nord Stream 2 получила необходимые разрешения в четырех из пяти стран. Работы ведутся в Швеции, Финляндии, Германии и России в соответствии с выданными национальными разрешениями. Ведутся строительные работы на береговых участках в России и Германии. Судно Audacia 22 декабря завершило трубоукладочные работы в водах Германии. Всего в настоящее время уже уложено около 370 км газопровода».