Перейти к основному содержанию
The Jerusalem Post: пока враги – русские, евреям на Украине волноваться не о чем?

Пока враги – русские, евреям на Украине волноваться не о чем?

Украинское правительство не слишком преуспевает в защите еврейской общины, поскольку на Украине нет чёткого согласия, что называть антисемитизмом. Зато есть чёткое правило: называть Украину антисемитской – значит быть агентом Кремля.

The Jerusalem Post об антисемитизме, неонацизме и еврейском обществе на Украине сегодняшней

Одна Украина ассоциируется со зверским антисемитизмом, нацистами, холокостом, маршами националистов со свастикой и символами СС, принятием более 130 антисемитских законов в 2017 году и уничтожением еврейских общин. Другая – с премьер-министром евреем, Шоломом Алейхемом, восстановленной постсоветской еврейской общиной, молодёжной еврейской организацией «Гилелем», новым центром еврейской общины в Киеве и молодыми евреями, которые открыто носят Звезду Давида на шее, – говорится в статье, The Jerusalem Post

Жители Днепропетровска, четвёртого по величине города на Украине, с гордостью говорят о большой еврейской общине, а Одесса, четвёртый город по численности населения, до сих пор считается еврейским городом, хотя евреев там менее 3%. 

Что касается антисемитизма, то в 2017 году сообщалось «всего лишь» о 24 случаях проявления антисемитизма против членов этой еврейской общины, находящейся на грани вымирания, пишет автор статьи Лев Грингауз (Lev Gringauz), семья которого эмигрировала с Украины в Израиль. Он специально приехал на родину, чтобы посмотреть, как на самом деле обстоят дела с антисемитизмом на Украине. 

The Jerusalem Post напоминает, что для евреев Украина исторически была местом погромов, антисемитизма, пособников нацизма и пересмотра холокоста. Судя по регулярным сообщениям в еврейских СМИ, поменялось немногое. 

Однако представители еврейской молодёжи, с которыми встречался Лев Грингауз на Украине, говорят, что никакого антисемитизма нет. А большая часть случаев вандализма, нападений и злобных граффити происходит якобы по указке России, чтобы настроить еврейскую общину против Украины и дестабилизировать и без того слабое правительство. И приводят пример, как в Умани, где похоронен Рабби Нахман, в декабре 2016 года кто-то оставил в синагоге голову свиньи с вырезанной на лбу свастикой, а стены забрызгал красной краской. Однако, по уверениям молодых людей, это была явная провокация.

Однако идиллию нарушает директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский – он часто публично обвиняет Украину в антисемитизме. Долинский публикует на своей странице в социальной сети Facebook, у которой много подписчиков, примеры проявления в стране антисемитизма и постоянно критикует правительство Украины за недостаточные действия для защиты меньшинств. За это его многие ненавидят. Критики называют Долинского антиукраинским агентом Кремля, а его публикации – частью «российской информационной войны», говорится в статье JP. 

После прошедшей в 2014 году революции, ультранационалисты завоевали сильные позиции в правительстве этой страны. Они использовали своё влияние для героизации таких фигур, как Степан Бандера, который был пособником нацистов и принимал участие в убийстве евреев во время холокоста. 

Долинский и другие считают обеление Бандеры открытым проявлением антисемитизма и отрицанием холокоста. Но еврейская община по большей части поддерживает правительство, что не позволяет просто считать националистов врагами евреев. Долинский же уверен, что «антисемитские настроения очень сильны и становятся ещё сильнее в условиях политического и экономического кризиса», – отмечает The Jerusalem Post. 

Иосиф Зиссельс, исполнительный директор ВААД (Ассоциация еврейских организаций и сообществ), представляет другую точку зрения украинских евреев об антисемитизме. Он многих настроил против себя, утверждая, что не нужно переживать о героизации правительством антисемитов. Директор ВААД, как и молодые люди, считает информацию о проявлениях антисемитизма на Украине российскими провокациями. 

По мнению же Долинского, называть акты антисемитизма провокациями значит закрывать глаза на то, что в действительности происходит на Украине. 

«На Украине наблюдается много случаев антисемитизма. В местах массовых расстрелов евреев – вандализм. На кладбищах, в публичном пространстве – оскорбления, угрозы и тому подобное. Они исходят даже от политических партий. Они исходят от разных лидеров на разных уровнях. Можно назвать их маргиналами, но это неважно. Проблема в отсутствии реакции общества – и не только общества, но и правоохранительных органов. Спустя столько лет ни один человек не был привлечён к ответственности», – цитирует израильское издание Долинского. 

Встретился автор статьи и с Вячеславом Лихачёвым, исследователем и руководителем Группы мониторинга прав национальных меньшинств под эгидой ВААД, которая издаёт отчёты об украинском антисемитизме более десяти лет. Критики считают его соратником Зиссельса в обелении Украины. 

Лихачёв сообщил о 24 актах вандализма на почве антисемитизма за 2017 год, в то время как доклад Министерства Израиля по делам диаспоры начитывает на Украине за то же время более 130 случаев антисемитского вандализма, преступлений на почве ненависти и высказываний в прямом эфире, разжигающих ненависть. 

 «В конце почти двухмесячного пребывания на Украине, я устал спрашивать или слушать об антисемитизме. Существует ли он на Украине? Определённо. Но еврейские кладбища оскверняют на Украине так же, как и в Соединённых Штатах. Граффити здесь, граффити там. В Нью-Йорке на евреев тоже нападают. Почему же Украина ассоциируется с антисемитизмом?» — пишет Грингауз. 

И сам же отвечает на свой вопрос: потому что Украина – это земля погромов и холокоста. Когда американские сторонники превосходства белой расы маршируют с нацистскими символикой и лозунгами, это отвратительно. Когда это делают украинские националисты, они маршируют там, где их деды и прадеды сотрудничали с нацистами во время холокоста. 

Украинское правительство не слишком преуспевает в защите еврейской общины, поскольку на Украине нет чёткого согласия, что называть антисемитизмом. Зато есть чёткое правило: называть Украину антисемитской – значит быть агентом Кремля. 

Лев Грингауз познакомился в Киеве с молодым человеком, симпатиком Степана Бандеры, который рассказал, что раньше был скинхедом и бил всех подряд – и евреев, и арабов. Сегодня же, по его словам, у них один враг – Россия. 

«Иными словами, пока идёт война с Россией, евреям на Украине волноваться не о чем», – перефразирует эти слова The Jerusalem Post. 

По материалам СМИ

Оцените статью
0.0