Ответ на провалившееся расследование спецпрокурора Мюллера
Выдача правительством Эквадора британским властям Джулиана Ассанжа стала информационной бомбой, вызвавшей скандал во всём мире.
Решительно осудил «задержание Ассанжа и нарушение свободы слова» президент Боливии Эво Моралес: «Мы выражаем солидарность с нашим братом, которого преследует правительство США за раскрытие информации о совершаемых ими нарушениях прав человека, об убийствах гражданских лиц и о дипломатическом шпионаже», — написал он в «Твиттере».
Рафаэль Корреа, предшественник Морено, назвал последнего «величайшим предателем в истории Эквадора и Латинской Америки», отомстившим Ассанжу за публикацию WikiLeaks документов о коррупции, в которой Морено погряз. Бывший президент Эквадора предложил проверить счёт 100-4-1071378 в панамском Бальбоа Банке, что сразу укажет на виновность Морено.
Речь идёт о том, что в феврале 2019 года WikiLeaks опубликовал данные взлома электронной почты, телефонных разговоров и квитанций о расходах, раскрывающих деятельность INA Investment Corp, офшорной налоговой гавани, созданной братом президента Эквадора Ленина Морено. Опубликованные документы «связывают президента Эквадора и его семью с рядом коррупционных и криминальных сделок, включая отмывание денег и офшорные счета», – сообщил WikiLeaks.
Из опубликованных документов, получивших название INA Papers, следует, что семья Морено замешана в коррупции, лжесвидетельстве и отмывании денег через несколько офшорных компаний. В конце марта Генеральная прокуратура Эквадора в лице заместителя генерального прокурора Эквадора Рут Паласиос начала расследование этого дела. В том же месяце рейтинги одобрения Морено упали до 17%. Эквадор обратился в ООН с просьбой принять срочные меры в ответ на публикацию INA Papers, указав в качестве ответчика WikiLeaks.
В день ареста Ассанжа, 11 апреля, специальный докладчик ООН по вопросу внесудебных казней Аньес Калламар написала в «Твиттере», что арест соучредителя WikiLeaks подвергает арестованного «риску серьезных нарушений прав человека в случае экстрадиции в США».
На официальном сайте ООН сообщается, что независимый эксперт ООН по праву на неприкосновенность частной жизни Джо Каннатачи заявил о своём намерении навестить Ассанжа, «где бы он ни находился под стражей», чтобы проверить возможное нарушение неприкосновенности его частной жизни.
Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках Нильс Мельцер встревожен тем, что в случае экстрадиции Ассанж может подвергнуться «реальной угрозе серьезных нарушений его прав человека, включая его свободу выражения мнений, его право на справедливое судебное разбирательство и запрещение жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания».
Одним словом, шум стоит большой.
О том, что Морено давно хотел избавиться от Ассанжа в обмен на уступки со стороны США в части задолженности Эквадора по кредитам, ещё 3 декабря 2018 года написала The New York Times, рассказав, что в мае 2017 года Эквадор посетил Пол Манафорт (бывший руководитель избирательной кампании Трампа), который встретился с президентом Морено. Ссылаясь на Джейсона Малони, представителя Манафорта, The New York Times утверждала, что именно Морено, а не Манафорт затронул вопрос о выдаче Ассанжа и о своём желании «удалить» его из посольства Эквадора. По сведениям издания, Манафорт «не дал никаких обещаний».
Ведущие американские СМИ учитывают негативный международный резонанс от ареста Ассанжа британскими полицейскими. Во многих странах продолжаются демонстрации протеста и солидарности с Ассанжем. На ряде плакатов изображён даже знаменитый кот Ассанжа Джеймс в не менее знаменитом галстуке на фоне лозунга «Free Assange».
The Washington Post осудила блокировку «Фейсбуком» аккаунта Рафаэля Корреа, но обозреватель The Washington Post Дэвид Игнатиус задается вопросом, является ли Ассанж вором или это достойный защиты журналист (Is Assange a thief or a journalist worthy of protection?). Пытаясь доказать, что Ассанж – уголовник, Игнатиус рисует его банальным похитителем секретной информации.
Однако даже плохо относящаяся к Ассанжу Мишель Гольдберг из The New York Times признаёт, что тот в своей работе использовал обычные журналистские методы, и если его судить за то, что он опубликовал попавшую к нему в результате утечки документацию, то любое СМИ окажется в зоне риска. Гольдберг оправдывает Ассанжа и в том, что он скрывал от властей США источник своей информации Брэдли Мэннинга, так поступают все журналисты.
The New York Times считает основной причиной выдачи Эквадором Ассанжа договорённость президента Морено с властями США о выделении Эквадору в обмен на этот шаг кредита МВФ в $4,2 млрд. и отодвигает мстительность Морено на второй план. Так считает и бывший министр иностранных дел Эквадора Гильом Лонг.
Что касается Дональда Трампа, то он, похоже, не ожидал столь широкой и бурной негативной реакции СМИ на арест австралийского журналиста. «Я ничего не знаю о WikiLeaks. Это не моё» (I know nothing about WikiLeaks. It’s not my thing), – заявил он журналистам, добавив, что дело находится в компетенции генерального прокурора США Уильяма Барра.
Американские СМИ тут же вспомнили, что Трамп неоднократно заявлял о своей симпатии к WikiLeaks во время президентской гонки 2016 года. «Я люблю WikiLeaks», – говорил он. Только за один последний месяц избирательной кампании Трамп упоминал WikiLeaks 145 раз! Вероятно, сейчас президент растерян и пока не знает, как реагировать на скандал вокруг ареста. Возможно, он неудачно подобрал слова, пытаясь сказать, что не имеет отношения ни к публикации WikiLeaks компромата на Морено, ни к аресту Ассанжа.
Скорее всего, арест инициирован глубинным государством Америки; это ответ на провалившееся расследование спецпрокурора Мюллера, который не нашёл доказательств сговора Трампа с Москвой. Можно предположить, что за кулисами мутной истории с арестом Ассанжа и, возможно, выдачей его в США маячит фигура жаждущей отмщения за проигранную кампанию 2016 года Хиллари Клинтон. Разоблачения WikiLeaks стали тогда одной из причин её проигрыша Трампу.