О росте экономического влиянии Китая к востоку и западу от Суэца
В Пекине 25-27 апреля состоялся II Форум инициативы международного сотрудничества «Пояс и путь». Первый форум собирался в мае 2017 года и стал заметным событием. За два года китайская инициатива начала проводиться в жизнь в разных районах мира, по разным направлениям сотрудничества. За это время накопился новый опыт, выявились успехи, но появились также и проблемы.
Об успехах сообщила Национальная комиссия по развитию и реформам (НКРР) Китая. В 2013-2018 годах объём товарооборота между Китаем и странами, лежащими на маршруте «Пояса и пути», превысил более $6 трлн. На сегодняшний день Китай подписал более 170 документов о сотрудничестве со 150 международными субъектами, включая развитые и развивающиеся страны. В последнее время в число стран, присоединившихся к китайской инициативе, вошли Италия и Люксембург.
С момента первого форума главное направление сотрудничества в рамках «Пояса и пути» не изменилось – это комплексное развитие трансграничной транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры дополняется мерами по макроэкономической политике, переходом к торговле в национальных валютах, снятием барьеров в торгово-инвестиционной сфере, промышленной кооперацией, расширением гуманитарных контактов.
Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на форуме, отметил, что строительство качественной инфраструктуры помогает участвующим в этом странам интегрироваться в мировые цепочки поставок, производства и приращения стоимости.
По оценкам последнего доклада Всемирного банка, к 2030 году инфраструктурные проекты «Пояса и пути» будут способствовать росту ВВП стран-участниц на 3,35%, а связанное с этим строительство транспортных сетей в странах, не участвующих в проекте, – на 2,61%.
Из значимых проектов, которые реализуются в настоящее время, можно назвать: железнодорожные стройки между КНР и Лаосом, КНР и Таиландом, которые обеспечат выход Китая к Сиамскому заливу; высокоскоростные железные дороги в Индонезии; транспортную магистраль между Венгрией и Сербией; строящиеся порты Гвадар (Пакистан), Хамбантота (Шри-Ланка), Халифа (ОАЭ).
По состоянию на конец марта грузовые поезда Китай – Европа, соединяющие Китай с 50 городами 15 зарубежных стран, совершили более 14 000 поездок. В процессе строительства находится китайско-египетская зона экономического и торгового сотрудничества в Суэце.
Россия участвует в проектах «Пояса и пути», развивая свою дорожную инфраструктуру, которая служит для транспортировки товаров из КНР и в целом из Азии в Европу. Об этом детально говорил в Пекине президент России Владимир Путин, выступавший на форуме сразу после Си Цзиньпина – первым из всех зарубежных лидеров. Он указал на масштабные финансовые вложения до 2024 года в инфраструктурные проекты, в частности на российском Дальнем Востоке. Планируется к 2025 году в полтора раза повысить пропускную способность Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, а объёмы ежегодно перевозимых грузов увеличить до 210 млн. тонн.
Сотрудничество России и в целом стран ЕАЭС с программой «Пояс и путь» ещё на одном важном направлении – производственной кооперации с КНР и создания совместных предприятий, особенно в высокотехнологичных отраслях, – ещё ждёт реализации и является задачей на перспективу.
По мере продвижения проекта «Пояс и путь» растёт сопротивление этой инициативе на Западе, прежде всего со стороны Соединённых Штатов. Проблемой для американцев стал крупный масштаб китайских проектов со странами «Пояса и пути», в результате чего меняется соотношение экономических сил в мире.
Очередные нападки на китайскую инициативу во время проведения форума в Пекине были сосредоточены вокруг обвинений Китая в завлечении государств, присоединившихся к проектам «Пояса и пути», в «долговые ловушки», в распространении китайского политического влияния на широкий круг других стран.
Однако в Пекине неоднократно заявляли, что «Пояс и путь» – не политический проект; его принципы отвергают навязывание иностранных моделей и практику смены режимов. В китайских СМИ обращают также внимание на соответствие китайской практики долгового финансирования общемировым стандартам, включающим многоступенчатые процедуры оценки финансовых рисков заёмщика. Для этого, например, Банк развития Китая создал национальную систему суверенного кредитного рейтинга и систему управления лимитами рисков.
Китайские эксперты предлагают также изучить вопрос о том, может ли европейский финансовый рынок оказывать диверсифицированную финансовую поддержку инфраструктурным проектам в развивающихся странах. Это стало особенно актуально с присоединением к инициативе «Пояс и путь» Италии и Люксембурга.
Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на форуме подчеркнул необходимость высокого качества, разумного ценообразования и доступности инвестиционных проектов. Не в последнюю очередь это стало результатом осмысления малайзийского опыта, когда малайзийская сторона отказалась от финансируемого Китаем железнодорожного проекта стоимостью более 13 млрд. долларов и согласилась вернуться в него (буквально накануне форума) лишь после сокращения стоимости до 10,7 млрд. долл.
Си Цзиньпин сделал ряд важных заявлений касательно перспектив урегулирования торгового конфликта между КНР и США. Председатель КНР подчеркнул, что Китай готов усилить защиту интересов иностранных владельцев прав интеллектуальной собственности и усилить контроль за соблюдением запрета на принудительную передачу технологий. Председатель КНР отметил также, что в большей части экономических секторов Китай разрешит зарубежным инвесторам вести хозяйственную деятельность на территории КНР с контрольным или стопроцентным пакетом акций.
Китайская сторона признаёт, что с реализацией инициативы «Пояс и путь» периодически возникают проблемы, но для проектов такого колоссального масштаба это совершенно естественно. Главное, что заинтересованность в решении проблем является общей.
Фото: mir24.tv