Немецкая пресса не знает, что Украина должна договариваться с Донецком и Луганском?
«Вот уже пять лет длится война на востоке Украины. Однако теперь ожесточённые позиции противоборствующих сторон, похоже, несколько смягчаются. По крайней мере, они вновь говорят друг с другом о Донбассе», – оптимистично заявляет подписная берлинская газета Der Tagesspiegel.
Издание объясняет свой оптимизм тем, что в последние пару лет президенты Украины и России не искали пути к решению вооружённого конфликта в Донбассе. Ничего не происходило и на многостороннем уровне – в так называемом нормандском формате, созданном после заключения Минских соглашений в 2015 году. И хотя президенты и главы правительств Украины, России, Германии и Франции регулярно говорили друг с другом по телефону, но к окончанию войны им приблизиться так и не удалось. И вдруг неожиданно для всех состоялся первый телефонный разговор президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина. По мнению автора статьи Франка Херольда (Frank Herold), это может означать только одно – ситуация сдвинулась с мёртвой точки.
Хотя, признаёт Херольд, во время телефонного разговора до обсуждения урегулирования конфликта дело не дошло, пока ограничились вопросами по обмену пленными и проблемам гражданского населения в Донбассе.
«Но, как бы то ни было, не прошло и 100 дней после вступления Зеленского в должность президента, а ситуация уже сдвинулась с мёртвой точки. Потому что разговор с Путиным состоялся именно по его инициативе. К тому же не так давно украинский президент предложил своему московскому коллеге встретиться в Минске. При этом, по его словам, участвовать во встрече должны были бы не только участники «нормандского формата», но и президент США Дональд Трамп и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Своё послание в адрес Москвы Зеленский опубликовал на своей странице в социальной сети Facebook», – напоминает корреспондент Der Tagesspiegel.
Ответ от российского МИД был ожидаем: через Facebook дела не делаются. Для этого существуют дипломатические каналы, а подготовкой к переговорам на высшем уровне занимаются заранее.
«Впрочем, сам Путин велел своему пресс-секретарю ответить, что Москва не отвергает никаких форматов общения. Однако некоторые вопросы, по его словам, всё же возникают: например, в каком качестве в такой встрече могла бы участвовать госпожа Мэй? Когда переговоры начнутся, она, скорее всего, уже не будет британским премьером. С точки зрения Москвы переговоры имело бы смысл начинать после парламентских выборов на Украине, запланированных на 21 июля, и начала полноценной работы украинского правительства. То есть не раньше чем в конце августа или начале сентября», – говорится в статье.
Однако проблема не столько в том, чтобы начать переговоры с Москвой, сколько в том, чтобы преодолеть мощное сопротивление внутри страны, отмечает издание. Украинские националисты категорически против любых переговоров с Россией. Им не понравилась даже договорённость об обмене пленными, который организовал оппозиционный политик, «представляющий в Киеве интересы Москвы».
«Заверения Кремля о готовности к переговорам – одно дело. Но при этом Москва настаивает на прямых переговорах Киева с сепаратистами, что неприемлемо для Украины, а также противоречило бы Минским соглашениям», – подводит итог Der Tagesspiegel, цитируя украинскую прессу. При этом автор статьи немецкого издания не знаком с содержанием Минских соглашений. В противном случае он бы знал, что согласно Минским договорённостям Киев должен вести переговоры именно с представителями Донбасса, поскольку Россия не является стороной конфликта. Немецкому корреспонденту это незнание можно простить, хотя ФРГ – страна-участница «нормандского формата». Что касается украинского журналиста, вполне возможно, что он сознательно вводит в заблуждение не только граждан своей страны, но и тех, кто на Западе читает украинскую прессу.
Соб. корр. ФСК