О главном американском неоконе и его последних заграничных поездках
Вопрос о том, не готовится ли нынешний лидер американских неоконсерваторов, помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заменить в качестве кандидата от Республиканской партии на выборах 2020 года Дональда Трампа, может показаться надуманным. Положение главы Белого дома в глазах республиканцев выглядит прочным. Более 85% ждут переизбрания Трампа, а 70% ожидают его повторного союза с Майклом Пенсом в качестве вице-президента.
Склонный больше не к публичной политике, а к кабинетным интригам мрачный поборник «вечной войны» за мировое господство Америки Джон Болтон даже близко не имеет такого рейтинга. Однако у республиканцев нет уверенности, что непредсказуемый Трамп не допустит на пути к выборам громкий провал, в результате чего его избирательные перспективы сойдут на нет. Замена своего кандидата в разгар гонки обычным путём – это почти верная неудача. А вот если произойдёт осложнение мировой ситуации, когда для защиты «безопасности нации» потребуется «несгибаемый» человек, то самая подходящая фигура здесь – Болтон.
С приближением выборов 2020 года у официального Вашингтона будет расти искушение затеять где-нибудь военную интервенцию. «Простая предвыборная математика практически требует этого», – сказал в интервью изданию New Yorker Рид Хундт, бывший одноклассник Болтона по Йельской юридической школе, служивший председателем Федеральной комиссии по коммуникациям при Клинтоне.
Главное, Болтон своим поведением и высказываниями на посту помощника президента по национальной безопасности приближает ситуацию всеобщего хаоса, при которой могут быть удовлетворены его самые смелые амбиции.
Сын простого пожарного, он словно по закону отрицания отцов всю жизнь раздувал пожар. Может быть, в этом проявлялся и его комплекс перед элитарными соучениками по юридическому факультету Йельского университета. В политике ещё со времён памятной старшему поколению «гвардии Барри Голдуотера», призывавшей сбросить атомную бомбу на Кубу, в администрации – со времён Рональда Рейгана он предлагал устроить ядерный Армагеддон ещё для Ирана и КНДР. Активно участвовал в развязывании войны в Ираке, распространяя ложь об ОМУ Саддама Хусейна, что трудно совместить с дипломом доктора юриспруденции. Скандально прославился, пробыв всего год на посту представителя США в ООН в 2005-2006 гг., когда объявил эту организацию абсолютно никчемной. «Нет такого понятия, как ООН, – заявил он. – Есть только международное сообщество, которое может возглавлять лишь единственная в мире сверхдержава, коей являются Соединённые Штаты». Таково кредо Болтона.
Он не любит, когда его называют неоконом, изображая себя более широким по идеологии человеком. Во всяком случае, у американского неоконсервативного движения есть берега, а у Болтона – нет. Он всегда принадлежал к крайне правому интервенционистскому крылу неоконов. Когда бывший вице-президент США Дик Чейни пристроил Болтона на пост замгоссекретаря, его там называли «шпионом Чейни». Со временем многие покровители Болтона в лагере неоконов отошли в тень, а на острие копья оказался именно он, что наполняет его мессианским жаром.
Болтон в свои 69 лет – давний игрок на правом фланге амерниканской политики. Он моложе Трампа (73 года) и основного пока кандидата от демократов Джозефа Байдена (76 лет). И может с ними потягаться – на здоровье не жалуется и с фанатизмом работает по 15 часов в сутки. Впервые примерил на себя тогу президента перед выборами 2012 года, но не прошёл предварительный кастинг в собственной партии (основной упрёк – уж слишком сильно оторвался от простого народа со времён молодости). Болтон поддержал тогда Митта Ромни и сделал выводы. В 2013 году он создал комитет политических действий, John Bolton Super pac, который собирал деньги в его поддержку, в том числе от миллиардера Роберта Мерсера, соучредителя информационной фирмы Cambridge Analytica. Однако и на выборах 2016 года Болтон не продвинулся дальше предварительного этапа. Заодно ему припомнили сомнительные денежные переводы от иранских моджахедов – противников Тегерана, входящих в список террористических организаций, а также от украинского олигарха Виктора Пинчука. Тогда же кандидатура Болтона не прошла у Трампа утверждение на пост госсекретаря, во многом из-за сопротивления прекрасно знающих ему цену бывших «умеренных неоконов», отошедших от этого движения – Роберта Гейтса и Кондолизы Райс.
Похоже, на этот раз Болтон избрал иной, окольный путь к заветной цели, и нет таких костров, которые он бы не запалил, чтобы её достичь. Это проявляется в его деятельности на внешнеполитическом направлении. Госсекретарь Помпео и его окружение жалуются, что Болтон буквально отбирает у них хлеб, делая заявления госдепартаментского и даже президентского уровня. Его вояжи, особенно последний по Украине, Белоруссии, Молдавии и Польше, сопровождались такой помпой и таким нажимом на собеседников, что впору позавидовать самому Трампу. Болтон летает на «Боинге» вице-президента Пенса (Борт № 2), берёт с собой лояльных ему и восхваляющих его журналистов вроде консервативного обозревателя Хью Хьюитта, словно уже ведёт избирательную кампанию.
Практически нет ни одной международной проблемы, по которой Болтон не требовал бы от администрации принятия более жёстких и радикальных мер. Трампу отчасти это импонирует, поскольку соответствует его собственному имиджу «твёрдого парня», но и подводит президента к черте, за которой он может оказаться не в состоянии контролировать своего помощника по национальной безопасности.
Россию в первую очередь беспокоит то, что ещё может вытворить Болтон в её «ближнем зарубежье». Его поездка по Украине, Белоруссии и Молдавии под лозунгом «Не вздумайте развивать нормальные отношения с Москвой или Пекином» даёт достаточно оснований для такого беспокойства. Фактически Болтон проводил здесь линию, известную сейчас в Вашингтоне как «доктрина Митчелла».
В. Зеленский и Д. Болтон
Аарон Уэсс Митчелл (42 года) – бывший директор Center for European Policy Analysis (CEPA), занявший после ухода Виктории Нуланд пост замгоссекретаря по делам Европы и Евразии. Смысл его «доктрины» в создании по всему периметру границ России единого фронта борьбы с «российской угрозой» с опорой на «сильные пограничные альянсы». История повторяется. В феврале 2019 года Митчелл после неполных двух лет службы вынужден был покинуть Госдепартамент, видимо, потому, что Помпео заподозрил его в «шпионаже» на Болтона, как последнего в своё время подозревали в «шпионаже» на Чейни. Болтон приметил «подающего большие надежды» Митчелла в штабе Митта Ромни и с тех пор продвигал его. До этого Митчелл был известен узкому кругу специалистов как автор двух книг по геополитике – «Беспокойная граница: уязвимые союзники» и «Растущие соперники и кризис американской власти». Нет сомнения, что он ещё появится в большой политике.
Аарон Уэсс Митчелл
Однако не только Помпео стремится ограничить влияние разошедшегося не на шутку Болтона. Президент Трамп, похоже, тоже начал присматриваться к президентским амбициям своего помощника, демонстрируя ему своё неудовлетворение. Washington Post сообщает, в частности, что Болтона не пригласили на обсуждение в администрации переговоров с талибами по Афганистану, поскольку были опасения, что он выступит против договорённостей и раскроет их подробности прессе. Однако Болтон буквально прорвался на это обсуждение, вступив в острую полемику с президентом и выступив против ухода американских войск из Афганистана.
Так что интрига президентских выборов США в ноябре 2020 года осложняется ещё и вопросом, хватит ли у Дональда Трампа политического ресурса, чтобы противостоять наступательному порыву не только соперников-демократов, но и такого однопартийца, как Джон Болтон.