Перейти к основному содержанию
Русское Вильно

Русское Вильно

Влияние русской культуры в Литве и Белоруссии проявилось во многих сферах, но особенно в храмостроительстве.

Несколько фактов из жизни академика Николая Чагина, архитектора

Влияние русской культуры в Литве и Белоруссии проявилось во многих сферах, но особенно в храмостроительстве.

В былые времена здания церквей рассматривались не просто как достопримечательности для прогулок на досуге, а как центр просвещения, как свидетельства духовной культуры. Упразднённая в 1839 г. уния ещё долго напоминала о себе либо скромностью сохранившихся храмов, либо подражанием католическим костёлам. Целый край, где православные составляли большинство жителей, продолжал и в середине XIX в. выглядеть как католический с господством костёлов на главных городских площадях. Это было несправедливо по отношению к православной вере большинства белорусов. Западные губернии России нуждались в культурном повороте в сфере церковного строительства, который и был совершён при виленском генерал-губернаторе Михаиле Николаевиче Муравьеве. В связи с этим хотелось бы вспомнить одного из видных деятелей церковного строительства в Белоруссии во второй половине XIX в.

Имя Николая Михайловича Чагина (1823-1909), выдающегося архитектора, чья творческая деятельность была связана преимущественно с белорусско-литовскими губерниями, известно в настоящее время разве что специалистам по истории архитектуры да священнослужителям. Это и понятно, ведь под его руководством или с его участием только в Могилёвской и Витебской губерниях были построены, отреставрированы, перестроены более ста двадцати православных храмов.

Родился будущий архитектор 20 ноября 1823 г. в Орле в небогатой семье местного торговца. Во время учёбы в орловском училище проявил способности к рисованию и был направлен для продолжения образования в Санкт-Петербургский технологический институт, после окончания которого поступил в Академию художеств. Из неё Чагин вышел в 1848 г. с малой серебряной медалью в звании «неклассного художника» за подготовку проекта гимназии на 100 человек. В том же году Николай Михайлович был направлен на службу в Виленскую губернию для содействия в постройке церквей. Занимая различные должности в губернских и епархиальных учреждениях Северо-Западного края, он вышел в отставку в 1897 г., проработав в архитектурно-строительной сфере 49 лет. Выходец из российской глубинки, волею судьбы оказавшийся в Вильно, отдал значительную часть своих творческих сил церковному возрождению Белоруссии.

Пречистенский собор

Пречистенский собор

Плодами его деятельности стали многочисленные православные храмы в Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской, Могилёвской губерниях. В частности, под руководством Н.М. Чагина построены Симеоновский кафедральный собор в Бресте, Свято-Троицкая церковь в Слониме, восстановлены Успенский (Пречистенский) собор и Пятницкая церковь в Вильно. Здесь же по его проекту была построена на православном кладбище церковь прп. Евфросинии Полоцкой.

Особо необходимо отметить участие Н.М. Чагина  в сохранении одного из древнейших храмов Белоруссии –  Борисоглебской (Каложской) церкви в Гродно (XII в.). Будучи в составе комиссии по спасению этого храма, он решительно высказался против её разборки и переноса на другое место. В том же Гродно по его проекту производилась перестройка древнего костёла (фара Витовта) в православный Софийский собор (в 1923 г. переделан обратно в костёл, а в 1961 г. взорван).

Чагин также перестраивал виленскую Никольскую церковь (до 1840 г. костёл св. Казимира) – православный кафедральный собор, в котором служил известный пастырь, воссоединитель униатов митр. Иосиф (Семашко). До сих пор свидетельствуют об архитектурном таланте Н.М. Чагина построенный в неовизантийском стиле Рождественский кафедральный собор в Риге и нарядная церковь Воскресения на скале возле посёлка Форос (Крым).

Рождественский собор в Риге

Рождественский собор в Риге

Он занимался не только переделкой католических костёлов, но и их реставрацией. Так, по проекту Н.М. Чагина была возведена колокольня в готическом стиле при костёле св. Анны, одном из древнейших виленских храмов, славившихся своей архитектурой.

С его участием совершилось строительство в Вильно часовни св. Александра Невского, памятника, воздвигнутого в 1865 г. в память о погибших во время польского восстания 1863 г. На стенах часовни были высечены имена 409 убитых солдат и офицеров русской армии (до нашего времени не сохранилась).

Александровская часовня в Вильно

Александровская часовня в Вильно

Н.М. Чагин строил также здания учебных заведений и больниц. Например, в городе Соколка Гродненской губернии (сейчас территория Польши) по его проекту и под его руководством было построено писарско-егерское училище. Из сохранившихся работ архитектора по гражданской части можно упомянуть реконструкцию в Вильно дворца известных в белорусской истории братьев графов Тышкевичей. За «опытность и познания в строительном искусстве и архитектурном художестве» в 1853 г. Николай Михайлович был награждён почетным званием академика архитектуры.

Н.М. Чагин не только занимался осуществлением отдельных строительных проектов, но и заботился о развитии правильного, масштабного церковного строительства в Белоруссии. Подтверждением тому служит «Собрание типовых проектов постройки православных церквей в Белорусских губерниях» – альбом, им подготовленный и изданный в 1863  г. (при участии академика А.И. Резанова). Сюда вошли проекты 60 каменных и деревянных храмов Витебской, Могилёвской и Минской губерний, которые рекомендовались в качестве образцов для последующего возведения церквей. Многие из предложенных проектов в дальнейшем были осуществлены.

Было бы ошибкой считать, что дело храмостроительства в Белоруссии продвигалось тогда легко только потому, что оказывалась государственная финансовая и административная поддержка. Ситуация была сложнее. В конце своей службы Н.М. Чагин подал в хозяйственное управление при Святейшем Синоде записку, в которой указал на причины различных неудач при строительстве православных церквей в западных губерниях. Он отмечал недостаточную подготовленность членов церковных строительных комитетов к ведению такого рода работ. Приходской священник, церковный староста, волостной старшина и мировой посредник, составляющие комитет, не были профессиональными строителями. Они обращались к посредникам, различным агентам, мало заинтересованным в строительстве православных храмов, поскольку мастера-каменщики и инженеры были евреями или католиками. Подрядчики, подобранные такими агентами, завышали цены, использовали непрочные материалы, строили некачественно, что приводило к обрушениям, переделкам, дорогостоящим капитальным ремонтам. По мнению Н.М. Чагина, дело церковного строительства пошло бы лучше с привлечением самих прихожан, а в перспективе – с выдвижением подготовленных специалистов-строителей из среды православных. Профессиональное образование на территории Белоруссии в то время давали только ремесленные школы, преимущественно частные, которых было недостаточно.

Иная постановка дела требовала новых деятелей, а Н.М. Чагин был уже в преклонных летах. 6 июня 1909 г. он скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Теперь о трудах этого русского человека продолжают рассказывать многие храмы Белоруссии, Литвы, Латвии. Построенные в разных стилях, они свидетельствуют о духовной силе и высокой культуре, присущих православной вере.

Оцените статью
0.0