Перейти к основному содержанию
Косовская битва Битва 1389 года

Битва 1389 года, ставшая легендарной

В череде боевых столкновений, которыми богата история Балкан, выделяются битвы, которые сохраняются в народной памяти независимо от их военного значения. Такой в сознании многих поколений сербов стала Косовская битва 1389 года. Хотя в боевом отношении эта битва закончилась для славян поражением, в народной памяти она остаётся символом героического подвига, веками вдохновлявшего на борьбу с врагом.

Чтобы смерь не пришла на родную землю – к 630-летию сражения на Косовом поле

В череде боевых столкновений, которыми богата история Балкан, выделяются битвы, которые сохраняются в народной памяти независимо от их военного значения. Такой в сознании многих поколений сербов стала Косовская битва 1389 года.

Хотя в боевом отношении эта битва закончилась для славян поражением, в народной памяти она остаётся символом героического подвига, веками вдохновлявшего на борьбу с врагом. У битвы на Косовом поле есть не только исторический контекст, но и поэтический смысл, сохранившийся в народных преданиях, есть символика, отпечатанная в национальной памяти.

В XIV в. славянские монархии вели борьбу за преобладание на Балканах. Постепенно на первое место выдвинулись сербские правители. Наибольший успех сопутствовал Стефану Душану (1331-1355). В 1346 г. он короновался как «император сербов, греков, болгар и албанцев». Под его скипетром временно объединились земли Сербии, Македонии, Албании и северной Греции (Эпир, Фессалия).

Императорский титул, выбранный Стефаном Душаном, говорил о том, что он стремился стать преемником византийских василевсов. К тому времени Византийская империя окончательно выбыла из списка великих держав, но продолжала притягивать блеском былого величия и великой культурой. Сербские и болгарские правители усматривали в этом блеске образец для подражания, но создать прочное государство из покорённых областей им не удавалось: после смерти того или иного сильного правителя созданная им держава распадалась. Так случилось и после внезапной смерти Стефана Душана, скончавшегося в 46 лет. Его преемник Стефан Урош V был благочестивым христианином, но слабым королём, при котором государство сербских Неманичей разделилось на самоуправляемые княжества.

Между тем на востоке собиралась новая грозная сила. На стыке раздробленных владений турок-сельджуков и Византийской империи стало усиливаться княжество (бейлик) Османа (1290-1326), основателя знаменитой впоследствии турецкой династии. Его владения расширялись за счёт соседних турецких княжеств и азиатских владений Византии. В 1331 г. сын Османа Орхан подчинил город Никею и вышел к берегам Мраморного моря напротив Константинополя.

В Византии опасность ощутили не сразу. В 1345 г. император Иоанн Кантакузен пригласил османов как союзников в междоусобной борьбе против императрицы Анны. Так турки впервые вступили на территорию Европы. В 1349 г. тот же император вновь призвал турок-османов на помощь против сербского правителя Стефана Душана. Вскоре османы из союзников превратились в опасных соперников Византии, когда при Мураде I (1359-1389) прочно закрепились на европейской территории. Они захватили Адрианополь, переименовав его в Эдирне, и перенесли сюда свою столицу. Слабая Византия фактически попала под контроль османского правителя. В 1369-1372 гг. Мурад I подчинил восточную Болгарию, в 1385 г. завоевывал Софию. Турецкие войска прошли всю Македонию и достигли Албании. Генуэзская и Венецианская республики заключили мирные договора с османами. На пути продвижения турок в Европу лежали сербские земли, где правил князь Лазарь I Хребелянович. Обе стороны готовились к решающей битве.

В 1389 году османы выступили первыми и расположились лагерем на Косовом поле. Сюда же подошло союзное войско сербов во главе с князем Лазарем и боснийцы во главе с воеводой Влатко Вуковичем. Отряд местных сербов и албанцев возглавлял косовский правитель Вук Бранкович, зять князя Лазаря. Численное преимущество было на стороне османов, но воодушевлённые сербы решили вступить в сражение и биться до конца.

Бой начался 15 июня (день святого Вита). Битва была очень кровопролитной, победившие турки были настолько ослаблены, что не смогли продолжать дальнейшее продвижение и отступили. По одной из версий, султан Мурад был убит проникшим в турецкий лагерь сербским героем Милошем Обиличем. Так или иначе, погибли и султан, и его сын Якуб, а начальство над турецким войском и государством перешло к другому сыну Мураду – Баязиду.

Князь Лазарь был захвачен на поле боя и казнён. Не дожидаясь конца битвы, отступил (или бежал) Вук Бранкович. Боснийский воевода Влатко Вукович остался живых и возвестил о победе славян. Гибель султана и уход турок расценивались сербами как победа, но османы, совершив разгром сербского войска, были уверены, что победили они. Баязид отступил в столицу ради скорейшего признания своей власти после смерти отца и брата, а новый сербский правитель Стефан Лазаревич (1389-1427) вынужден был признать зависимое положение от османов.

В 1391-1398 гг. османы предприняли первую осаду Константинополя, и только появление Тамерлана на восточных границах отвлекло их на время от захвата византийской столицы. В 1402 г. Баязид был разбит монголами под Анкарой и захвачен в плен. Государство османов на десять лет погрузилось в междоусобные войны, чтобы потом возродиться в ещё большей силе. В 1453 году пал Константинополь, в 1459 г. Сербия была окончательно завоёвана турками и включена в Османскую империю.

На примере Косовской битвы и других сражений, выигранных османами во время продвижения в Европу (под Никополем в 1396 г., под Варной в 1444 г.), можно видеть обстоятельства, способствовавшие их успехам. Османы умели собрать большое войско, опираясь на профессиональных воинов и жаждущих добычи охотников. Войска христианских государей в одиночку не могли тягаться с многочисленным войском османов и собирались вместе. Главной трудностью этих союзных войск было единое командование: вожди спорили из-за первенства, не доверяя друг другу. Несогласованность действий во время сражений приводила к поражениям. Вероятно, это стало и причиной разгрома союзной армии на Косовом поле.

Имелось ещё одно важное обстоятельство. Католические государства соглашались оказать военную помощь только при условии принятия православными церковной унии с Римом. Иоанн Кантакузен в 1369 году готов был заплатить эту цену за одно обещание западных государей оказать помощь против турок. В 1439 г. император Иоанн VIII не только сам пошёл по тому же пути, но и повёл за собой высшее греческое духовенство, подписавшее унию с католиками во Флоренции. Однако Запад не спешил с помощью. Венгры и венецианцы, пользуясь слабостью православных стран на Балканах, отбирали у них приграничные территории, когда турецкая опасность уже стала угрозой и для Венгрии, и для Венеции. Конфликт экономических интересов препятствовал объединению для отпора османскому наступлению на Балканах.

В таких обстоятельствах выступление союзного войска сербского князя Лазаря и битва на Косовом поле выглядит не просто мужественным поступком, но настоящей жертвой.

Сербская Церковь канонизировала князя Лазаря и храброго Милоша. В народной поэзии приобрели широкое распространение песни, прославляющие героев Косово («Плач косовской девушки») и жертвенность князя Лазаря, избравшего смерть ради Царства Небесного. В этих произведениях запечатлелась надежда народа на будущее освобождение от турецкой неволи. Косовская битва, овеянная легендами, приобрела национальное значение.

Всякий раз, когда сербы остро ощущали необходимость защиты своей страны, Косово становилось священным символом, призывом к сплочению. Так было во время сербских восстаний первой половины XIX в., во время Балканских войн 1912-1913 годов...

Памятник на месте Косовской битвы

Памятник на месте Косовской битвы

Неверно трактовать память о Косовской битве только как «косовский миф», призывающий к мщению и борьбе. В сербской народной поэзии на эту тему и в церковно-житийной литературе отсутствуют идеи национализма, замешанного на образе коллективного врага. На первом плане стоят христианские мотивы – вера в бессмертие, восхваление жертвенного подвига, награда за мученичество. Политика нередко извращает духовные истины, но в церковном понимании Косовской битвы предел положен евангельскими словами: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин., 15:13). Есть разница между прославлением войны, что неприемлемо для христианского сознания, и чествованием героев, отдающих свои жизни ради того, чтобы смерть не пришла на родную землю.

Оцените статью
0.0