МВФ требует продолжения украинского банкета
16 апреля украинский парламент собрался на очередное внеочередное заседание, чтобы внести изменения в регламент и на следующей неделе рассмотреть принятый 30 марта в первом чтении законопроект «Об усовершенствовании некоторых механизмов банковской деятельности», получивший в народе название «антиколомойский».
Закон о банках – камень преткновения для команды Зеленского. Принятые 13 апреля Радой корректировки бюджета-2020 не удовлетворили МВФ. Международный валютный фонд требует продолжения банкета – требует исключить любую возможность возврата национализированного «ПриватБанка» Игорю Коломойскому, в противном случае Украина обещанных кредитов не получит.
По словам главы фракции партии «Слуга народа» Давида Арахамии, после принятия закона о банках МВФ предоставит первый транш Украине в течение трех недель; мол, хорошо бы к концу мая, а то на это время выпадает самый большой платёж по внешним долгам.
Нардепы, однако, внесли в закон о банках 16 335 (!) поправок, из которых 13 тысяч – «слуги народа». Председатель Верховной рады Дмитрий Разумков заявил, что такая бездна поправок была «направлена на то, чтобы заблокировать работу парламента», рассмотрение всей груды законотворческих нюансов заняло бы не менее полугода. Руслан Стефанчук, первый зам Разумкова, даже назвал действия противников законопроекта «поправочным терроризмом».
Чтобы разблокировать банковский законопроект (и получить деньги, обещанные МВФ), придумали новую версию регламента, вводящую специальную процедуру: если в законопроекте поправок больше, чем статей, то при его одобрении 150 депутатами каждая фракция может настаивать на рассмотрении не более пяти поправок, а внефракционный депутат – всего одной.
Противники изменений сразу заявили об угрозе уничтожения демократии, парламентаризма и оппозиции, но глава Рады пообещал, что и демократия, и парламентаризм, и оппозиция останутся, а изменение регламента, мол, будет временным – на период карантина и ещё 30 дней. В конце концов новый регламент одобрили совместными усилиями партий «Слуга народа», «Оппозиционная платформа – За жизнь», группы «Доверие» и внефракционных депутатов. На каких условиях договорились, неизвестно.
Между тем коронавирус по-прежнему занимает центральное место в повестке дня. По состоянию на 16 апреля на Украине зафиксирован 4161 случай болезни, умерли 116 человек, 186 пациентов выздоровели. Коронавирус добрался до армии – там 28 случаев заражения (один военнослужащий выздоровел, двое умерли). Из-за массового заражения врачей и медсестёр закрыли Киевскую городскую клиническую больницу № 6, опорную для приёма больных пневмонией; персонал этой больницы не обеспечили защитными костюмами, респираторами, перчатками и очками.
Статистика фиксирует на Украине самую низкую в Европе заболеваемость, но директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник объясняет это низким уровнем тестирования: на 14 апреля было проведено всего 83 теста на 100 тыс. населения, а в большинстве стран Европы этот показатель составляет 1000-2000. Так что кто кого опережает и не скажешь. Министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что «говорить о выходе из карантина нецелесообразно»; решение (выходим – не выходим) будет приниматься властями после «устойчивого снижения заболеваемости». А о восстановлении движения общественного транспорта не может быть и речи – горожан это ждёт в лучшем случае в мае, а то и в июне-июле.
Главный вопрос: как дожить до окончания карантина. Согласно опросу компании R&B Group, проводившемуся 4–11 апреля, 90% опрошенных отметили, что из-за карантина у них появились новые проблемы; 36% столкнулись с финансовыми трудностями.
Забеспокоились энергетики. Из-за отмены штрафов и запрета на отключение должников за услуги ЖКХ госпредприятие «Гарантированный покупатель» (снабжает население электричеством) рассчиталось в марте с поставщиками только на 40%. Если не принять срочные меры, дефицит бюджета составит 26,3 млрд. грн., отсюда недалеко до коллапса объединённой энергосистемы Украины. Говорят о необходимости полной «перезагрузки подходов к энергетике», принятия пакета антикризисных действий, погашения долгов генерирующим компаниям и повышении тарифов в 2-2,8 раза.
Однако премьер Шмыгаль не унывает – в рамках борьбы с кризисом обещает новые 500 тыс. рабочих мест, хотя признаёт, что после введения карантина количество безработных на Украине возросло почти в 10 раз. А программа помощи утратившим работу предпринимателям только «дорабатывается».
Эксперт Международного центра перспективных исследований Егор Киян говорит, что на фоне миллионов безработных 500 тысяч рабочих мест – «это капля в море». И неизвестно, сделает ли правительство хоть что-то реально. По словам эксперта института Growford Алексея Куща, «государство должно переориентировать всю систему госзаказов на закупку отечественных товаров и услуг и создать новые производства путем предоставления государственных инвестиций и льготных кредитов».
А тут ещё МВФ заявил, что заложенное в обновлённый бюджет Украины падение экономики в 3,9% не отражает реального положения дел: спад составит 7,7% (для сравнения: в Белоруссии – 6%, в Польше – 4,6%)…