Перейти к основному содержанию
Нидерланды против России в Европейском суде по права человека

Нидерланды против России в Европейском суде по правам человека

15 июля Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил получение жалобы из Нидерландов против России. Иск касается требования установления ответственности России за крушение 17 июня 2014 года самолёта, выполнявшего рейс МН17. Тем, кто не хочет установления истины по делу, нужно возложить вину на Россию и отмыть настоящих преступников на международном уровне

Юридическая война

15 июля Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил получение жалобы из Нидерландов против России. Иск касается требования установления ответственности России за крушение 17 июня 2014 года самолёта, выполнявшего рейс МН17.

Формально жалоба Нидерландов касается нарушений ряда статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Это статья 2 (право на жизнь), статья 3 (запрет пыток) и статья 13 (право на эффективную компенсацию). Однако данный иск имеет гораздо более важный политический смысл, нежели судебный.

Европейский суд по правам человека больше известен как суд, созданный для защиты «обиженных властью граждан», которые судятся со своими правительствами посредством «независимого» посредника в лице Европейского суда. Однако в этом упрощённом понимании ЕСПЧ есть две ошибки.

Во-первых, граждане могут судиться не только со своими, но и с чужими властями. Таких примеров немного, но они есть. Например, судиться могут граждане не только стран Европы. Яркими примерами таких дел являются тяжбы беженцев из Азии или Африки с властями той или иной европейской страны в связи с их выдачей или возвращением на родину.

Во-вторых, ЕСПЧ может рассматривать не только дела по схеме «гражданин против государства», но и по схеме «государство против государства». Это ещё более редкий случай, предусмотренный статьёй 33 ЕКПЧ. До недавнего времени эта статья фактически была незаметной: за первые почти пятьдесят лет существования суда (с 1950 г. до 1997 г.) она использовалась всего по шести основным спорам.

С 1997 года происходит взрывное увеличение применения статьи 33 ЕКПЧ: возбуждаются 12 новых дел, из которых 11 – против России. Здесь до поры до времени «цепными псами» на антироссийской тропе в ЕСПЧ были только Грузия и Украина. Первая возбудила четыре дела против России, вторая – шесть. И вот теперь появился новый юридический комбатант – Нидерланды.

Почему мы говорим о «цепных псах» и «комбатантах»? Потому что указанные межгосударственные жалобы имеют целью не защиту прав человека, а развязывание антироссийской истерии. В случае с Грузией и Украиной все межгосударственные жалобы были поданы после того, как Европейский суд принял десятки тысяч индивидуальных жалоб. По ряду из них ЕСПЧ уже вынес решения, но остаются ещё около 7 тысяч таких индивидуальных жалоб.

По делу, которое Нидерланды принесли в Европейский суд против России, уже поданы жалобы 380 индивидуальных истцов. Однако Нидерландам этого мало, они вступают в юридическую войну. Это именно акт юридической войны, поскольку Европейский суд по правам человека не способен рассматривать дела такого рода: у него нет ни следователей, ни прокуроров. Есть у суда лишь ангажированные судьи (об этом расскажем в другой статье), и политическое решение такой суд проштамповать сможет.

О провокационном характере иска Нидерландов против России говорит и то, что председателю Совета Безопасности ООН направлена информация о данном иске. В информации не просто сообщается о намерении Амстердама подать иск против России в Страсбургский суд, а предпринимается попытка создать впечатление, что вина России доказана.

Во-первых, нидерландские власти заявляют о намерении выступить стороной в индивидуальных жалобах, ранее поданных в ЕСПЧ. Посредством этого шага, как утверждается, Нидерланды «проявляют солидарность со всеми 298 жертвами сбитого самолета … и их ближайшими родственниками». Чисто пропагандистский шаг.

Во-вторых, нидерландское правительство заявило, что его межгосударственный иск в ЕСПЧ касается ответственности Российской Федерации за её роль в крушении самолёта. Заявляется, что для Нидерландов это «новый шаг в усилиях по установлению истины, обеспечению правосудия и привлечению виновных к ответственности».

В-третьих, заметим время, когда была подана данная жалоба. Только что начался судебный процесс по делу МН17 в специальном суде Нидерландов, никакого вердикта ещё нет, а от России уже требуют «справедливой компенсации».

Необычное время подачи иска – через шесть лет после событий и через год после того, как были поданы индивидуальные жалобы в ЕСПЧ, – содержит ещё один аспект. 25 марта с. г. президент РФ сообщил о повышении ставки налога на доходы (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции. «Естественно, это потребует корректировки наших соглашений во избежание двойного налогообложения с некоторыми странами, – заявил В. Путин. Он добавил, что если «иностранные партнёры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке».

Нидерланды – одна из таких офшорных юрисдикций…

Письмо постоянного представителя Нидерландов при ООН председателю СБ ООН заканчивается циничным утверждением о том, что «Королевство привержено проведению продолжающихся трёхсторонних встреч между Российской Федерацией, с одной стороны, и Австралией и Нидерландами – с другой». В чём смысл таких встреч с Россией, если уже признали её виновной и требуют ни больше ни меньше как привлечения её к ответственности в международном суде? Подчеркнём – требуют не выяснения истины, а привлечения России к ответственности.

В ответ на иск Нидерландов в ЕСПЧ официальный представитель МИД России М. Захарова заявила: «Гаага с самого начала встала на путь одностороннего возложения на Россию вины за крушение рейса МН17. Как показали события последних шести лет… Нидерланды действовали не в соответствии с резолюцией СБ ООН 2166, а исключительно в рамках антироссийской логики, которой были подчинены как техническое, так и уголовное расследования. Отметались все свидетельства, доказательства и экспертные оценки, которые шли вразрез с заранее выбранным сценарием… Считаем, что данный шаг лишь приведет к дальнейшей политизации и затруднит поиск истины».

Тезис о дальнейшей политизации очень важен. Ибо возложение вины на Россию – не только часть антироссийской кампании, но и выведение из-под ответственности настоящих преступников. В последние десятилетия международные суды стали, по сути, этаким отбеливателем международных преступлений, совершённых западными странами. А некоторые трибуналы создавались исключительно с целью такого отбеливания (трибуналы по бывшей Югославии и Руанде). Межгосударственный иск Нидерландов против России в международный суд по правам человека стоит в одном ряду с грузинскими и украинскими исками.

Тем, кто не хочет установления истины по делу, нужны не решения ЕСПЧ по индивидуальным делам. Им нужно возложить вину на Россию и на международном уровне отмыть реальных преступников.

Всё это ещё больше обостряет кризис доверия по отношению к международным институтам.

Оцените статью
0.0