Страны Балтии продолжают настаивать на ужесточении санкций в отношении Белоруссии после того, как прибалтийским премьер-министрам и главам МИД запретили въезд в эту страну. Они требуют ужесточения санкций и от Евросоюза.
При этом заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко об ответных санкциях в Прибалтике восприняли с удивлением.
Лукашенко дал поручение своему правительству переориентировать все торговые потоки из портов Литвы на другие.
«Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву»,
– цитирует президента БелТА.
Это заявление действительно встревожило Литву, хотя премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис и пытается убедить, что на такой шаг Александр Лукашенко не пойдёт.
«Если решение, о которых говорит Лукашенко, будет принято, оно в первую очередь ударит по самой Беларуси»,
– уверен Саулюс Сквернялис.
Не верит в серьёзность намерений белорусского президента и министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс.
«Это продолжение остальных его угроз. Естественно, что он идёт ва-банк, защищается всеми понятными ему способами. Посмотрим, как это будет выглядеть на практике, ведь такие заявления звучали не раз и не два. Здесь нужно понять, что наше экономическое сотрудничество – это одна из тех сфер, которые мы называем прагматичной, – она выгодна для обеих сторон, не только для Литвы. Нелогично будет это разрушить»,
– успокаивает глава литовского МИД.
А министр экономики и инноваций Литвы Римантас Синкявичюс надеется только на то, что Александр Лукашенко передумает и Беларусь не станет перенаправлять свои грузы из Клайпеды в другие порты. В противном случае экономика Литвы получит ощутимый удар.
«Сами заявления носят угрожающий характер, они заставляют анализировать ситуацию. Мы будем вести мониторинг ситуации – действительно ли заявления Лукашенко представляют угрозу, или это были просто громкие заявления, адресованные местной аудитории»,
– прокомментировал ситуацию Синкявичюс.
По его мнению, вероятность такого развития событий составляет 50 на 50 и ситуация очень серьёзная. И серьёзность усугубляется тем, что технически перенаправить белорусские грузы через другие порты, например российские, можно очень легко и быстро.
«Если решение будет действительно принято, то последствия не заставят себя долго ждать. И российские, и латвийские порты обладают достаточной пропускной способностью для обработки этих грузов. И таких портов немало. При этом необходимо учесть, что переориентироваться на российские порты можно быстрее и проще, чем на латвийские – там отпадают все таможенные процедуры»,
– отметил министр.
Бывший депутат самоуправления Клайпеды Вячеслав Титов предупреждает: пострадают не только предприятия в Клайпеде, пострадает вся экономика страны.
«Порт и «Литовские железные дороги» столкнутся с огромным экономическим кризисом, после чего начнётся волна увольнений. Государственный бюджет недополучит как минимум 30% налогов от грузопотоков. Например, для литовской железной дороги белорусские калийные удобрения – это сегодня основной груз. Правительство Литвы, выступая против президента Белоруссии Александра Лукашенко, рискует опрокинуть страну в ещё больший экономический кризис, и от этого пострадают не только предприятия, но и простые жители. Президент Гитанас Науседа, если ему важно благополучие Литвы, должен срочно лететь в Минск и мириться с президентом Белоруссии Александром Лукашенко!»
– уверен Титов.
По результатам прошлого года белорусские грузы, доставленные в порт Клайпеды, составили 30,5% от всех погрузок.
Соб. корр. ФСК