Когда люди разочаровываются в политиках-болтунах...
110 тысяч харьковчан пришли проститься со своим градоначальником Геннадием Кернесом, скончавшимся в берлинской клинике «Шарите», о загадках которой писал наш сайт.
Проводить в последний путь руководителя своего города люди пришли без принуждения, без действия «административного ресурса». Почти 30-летняя история самостийной Украины не знала таких похорон, такого проявления народного уважения.
Последние почести, оказанные харьковчанами Геннадию Кернесу, – это больше чем 65 и 60% голосов избирателей, полученных им в первом туре на выборах харьковского головы в 2015 и 2020 гг. (в последнем случае он уже находился в «Шарите» и участия в избирательной кампании не принимал), говорят о подлинном уважении, которым он пользовался у большинства горожан.
Причем, когда Кернес первый раз баллотировался в мэры в 2010 году, он получил всего 30% (этого хватило для победы, т.к. выборы проводились в один тур). Он принадлежал тогда к Партии регионов, и многие считали Геннадия Кернеса не самой удачной кандидатурой: его советское образование ограничивалось строительным ПТУ, работал слесарем, разливщиком молока, часовщиком, разнорабочим… Он был, что называется, из простых… В 1986 году с началом «перестройки» пошёл в бизнес, организовал кооперативы, был осуждён на 3 года за мелкое мошенничество…
По дальнейшей его общественно-политической деятельности (1990-е – начало 2000-х) есть много вопросов. Например, в Харькове помнят его активное участие в событиях «оранжевой революции» в 2004 году. Однако он показал харьковчанам конкретные результаты своей работы на посту городского головы. Он поддерживал город в отличном состоянии, обеспечивал работу коммунальных служб, заботился о развитии городской инфраструктуры. Особо отмечали, что за его внешней жёсткостью и колкостью скрывался человек, внимательно относившийся к нуждам простых людей. Результаты работы Геннадия Кернеса на посту руководителя Харькова, города с населением около полутора миллионов жителей, контрастировали с тем, что происходило на остальной Украине. То, что этот человек добросовестно и со знанием дела выполнял свои прямые служебные обязанности, сделало Харьков уникальным местом на Украине.
ФСК писал, что практически во всех крупных украинских городах кандидаты из числа новоявленных «слуг народа» проиграли на прошедших недавно выборах в местные органы власти. Тенденция знаменательная: года хватило, чтобы люди окончательно разочаровались в политиках-болтунах, которые не хотят и не умеют что-либо делать. А успеху действующих мэров помогало то, что там, где они, отодвигая на второй план вопросы «большой политики», делали упор на отоплении, водоснабжении, ремонте зданий, уборке территорий, строительстве детских площадок, на всём, что волнует людей в повседневной жизни, они побеждали.
Однако и на этом фоне Геннадий Кернес стоит особняком. Его оказавшийся последним успех на выборах имеет, помимо хозяйственной, и политическую составляющую. Да, он крутился, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону, но так или иначе он защищал свой Харьков от всех политических катаклизмов последнего времени.
Особенно это касалось украинизации и декоммунизации, хотя и тут он проявлял достаточную гибкость, на открытую конфронтацию с центральной властью не шёл, даже поддержал Порошенко на выборах 2019 года. Можно сказать, что у Харькова при Кернесе был «пакт о ненападении». И неудивительно: всё-таки Харьков, историческая столица Слобожанщины, был столицей Донецко-Криворожской советской республики и являлся первой (до 1934 года) столицей Украинской ССР. Переписанные украинские учебники об этом молчат.
А 28 апреля 2014 года, через два месяца после победы бунта на майдане и свержения Януковича, на Кернеса было совершено покушение, после которого он навсегда остался прикованным к инвалидной коляске. Виновных не нашли. Сам Кернес впоследствии обвинил в причастности к покушению министра внутренних дел Арсена Авакова, но обвинял он и главу Харьковской обладминистрации Игоря Балуту (одно совершенно исключало другое, но в этом, пожалуй, весь Геннадий Адольфович).
Обстоятельства болезни и смерти Кернеса также оставляют немало вопросов. Почему для лечения его отправили в «Шарите», а, скажем, не в Израиль, где он проходил лечение от последствий покушения и где проживает его мать? В любом случае его смерть выгодна многим, и речь идёт не только о контроле над вторым по величине и значимости городе Украины.
Кернеса можно смело назвать последним популярным политиком Украины. Всех остальных можно разделить на две категории: «старые лица», уже не раз пресмыкавшиеся перед новой властью и потому вызывающие у подавляющего большинства граждан отрицательное отношение, и раскручиваемые «новые лица». Однако и на «новых» после провала эксперимента с комиком Зеленским и его «слугами» у большинства жителей Украины стойкая идиосинкразия.
А Геннадий Кернес – политик со стажем, на практике доказавший свою дееспособность в сферах, касающихся повседневной жизни людей; политик, обеспечивший порядок и мир во втором по величине городе Украины.
Это был неплохой «стартовый капитал» для выхода на общеукраинский политический уровень, особенно на нынешнем безрыбье, когда масштабных фигур в украинской политике нет. И Кернеса не стало…
Заглавное фото: tsn.ua