«В мае 2009 года Европейским союзом была учреждена программа «Восточное партнёрство». Её участниками стали шесть государств бывшего Советского Союза – Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан. Целями «Восточного партнёрства» декларировались развитие интеграционных связей между этими странами и Евросоюзом, обеспечение стабильности, энергетическая безопасность и увеличение контактов между людьми»,
– пишет газета Iravunk.
Однако очень скоро стало очевидно: именно в странах, входивших в проект «Восточное партнёрство», больше всего территориальных конфликтов и гражданских войн, последним примером могут стать боевые действия в Нагорном Карабахе, напоминает издание. Тогда «Восточное партнёрство» ничего не сделало для остановки войны.
Накануне предстоящего саммита «Восточного партнёрства» прошёл совместный круглый стол в формате видеоконференции. Организаторами круглого стола выступили Центр европейско-азиатских исследований (Российская Федерация, Екатеринбург) и Издательский холдинг Iravunk (Армения, Ереван). Принимали участие в видеоконференции эксперты из России, Армении и Грузии.
Эксперт Центра европейско-азиатских исследований Заал Анджапаридзе (Грузия, Тбилиси) уверен: «Восточное партнёрство» ничего не сделало для урегулирования конфликтов на территориях стран-участниц. Наоборот, попытки организовать диалог Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией, лишь ухудшили отношения между сторонами, увеличив напряжённость и не оставив пространства для сближения.
«Начиная с 2008 года, «Восточное партнёрство» так и не стало локомотивом развития ни в одном из шести государств-участников программы, в том числе и в Армении. Повсюду увеличилась внутриполитическая нестабильность, деградировала социальная сфера. В армянском гражданском обществе появилось много деструктивных НКО, спонсируемых Западом, различные секты. Прямыми следствиями этой программы можно считать и недавний конфликт в Нагорном Карабахе, и нынешнюю взрывоопасную внутриполитическую ситуацию в Армении»,
– цитирует Iravunk главу партии «Союз "Конституционное право"» Айка Бабуханяна (Армения, Ереван).
Но вряд ли стоило ожидать каких-то других результатов, отмечает издание. Ведь ещё экс-глава МИД Польши Сикорский как-то признался, что «Восточное партнёрство» является польско-шведским совместным проектом и его главной задачей изначально был отрыв Украины от России. И действительно, сегодня цель достигнута, вот только Киев заплатил за это слишком дорогую цену.
Территориальные потери, упадок экономики – вот результат «партнёрства», сделал вывод заведующий Центром глобальных исследований и международных проблем Дипломатической академии МИД Российской Федерации Вадим Козюлин (Россия, Москва).
«В плане развития экономики все страны «Восточного партнёрства» не получили серьёзного стимула, обещанный доступ на европейские рынки не дал ощутимого эффекта. При этом фирменным стилем в отношении стран-участниц стали политически обусловленные варианты финансовой помощи, идущие вразрез с культурными и национальными традициями народов: признание однополых браков или союзов, ювенальная юстиция и другие законодательные «новации» по отношению к разного рода «меньшинствам»,
– подвёл итог работы круглого стола модератор, директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков (Россия, Екатеринбург).
Соб. корр. ФСК