К экономическому противодействию КНР, которое было главным направлением сдерживания Китая при Трампе, сейчас добавляется информационно-психологическая война по теме «прав человека» в Синьцзяне и Гонконге, а также дестабилизация обстановки в странах-соседях Китая.
Изменилось и направление экономического противодействия Китаю. Речь больше не идёт о «тарифной войне». Администрация Байдена пытается заблокировать ратификацию в Евросоюзе соглашения с КНР о всеобъемлющем инвестиционном партнёрстве и затруднить сотрудничество КНР со странами исламского ареала или со значительной долей мусульман в составе населения.
Новым подходом (по сравнению с администрацией Трампа) являются попытки США привлечь к политике сдерживания КНР другие страны. В целом антикитайская политика США при Байдене становится более изощрённой, а потому – более опасной для Китая.
Тема «нарушений прав человека» в Синьцзяне, «принудительного труда уйгур», «трудовых лагерей», «геноцида» поднималась при Трампе как дополнение к торгово-экономическим мерам. Сейчас кампании дискредитации Китая с упором на Синьцзян, на «уйгурский вопрос» Вашингтон придал самостоятельное значение.
На новый этап информационно-психологическая война против КНР вышла 22 марта, когда США, ЕС, Великобритания и Канада объявили о санкциях в отношении ряда китайских чиновников. Австралия и Новая Зеландия – ещё два участника альянса "Пять глаз" – поддержали санкции. В Евросоюзе против высказалась лишь Венгрия; глава МИД этой страны Петер Сийярто назвал санкции “бессмысленными".
Уйгуры в Китае. Фото: haznevi.net
Выступления «в защиту прав человека в Синьцзяне» воспринимаются в КНР как вызов национальной безопасности, что требует немедленного и жёсткого ответа. Global Times видит конечную цель начатой Соединёнными Штатами кампании в том, чтобы сделать конфронтацию между Китаем и странами с мусульманским населением постоянной проблемой для этих стран.
Информационно-психологическая война США против Китая должна не только ухудшить общее положение Китая в мире, но и нанести ему осязаемый экономический ущерб – затруднить импорт энергоресурсов из стран ислама и доступ китайских товаров и капиталов на рынки Ближнего Востока и Африки.
Наконец, Вашингтон преследует цель дестабилизации Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР изнутри, закладывая мину под республики Средней Азии и интересы России.
Результатом давления США на европейских союзников в стремлении организовать единый антикитайский фронт стала отмена Европарламентом встречи для обсуждения всеобъемлющего инвестиционного соглашения с Китаем. И это после того, как Евросоюз и КНР завершили 7-летние переговоры по инвестиционному соглашению, а в Брюсселе заявили, что надеются на завершение процесса ратификации к 2022 году. Сейчас в данном вопросе возникла неопределённость.
Симптоматичен всплеск в марте антикитайских погромов в Мьянме (Бирме) в знак протеста против возвращения к власти в этой стране военных. В результате нападений на предприятия, принадлежащие китайским собственникам, разрушены 32 китайских завода, ущерб составил 240 миллионов юаней (36,89 миллиона долларов).
Союзники США в Европе и Азии зависят от китайского рынка не меньше (в некоторых случаях больше), чем от американского. В этой ситуации Вашингтону нечего предложить союзникам и партнёрам, кроме объединения вокруг темы «прав человека в Синьцзяне». Такую мобилизацию союзников Вашингтон будет проводить и при попытках создания единого антироссийского фронта; эти попытки уже предпринимаются на нескольких направлениях, включая Крым.
Э. Блинкен и У. фон дер Ляйен. Фото: REUTERS/POOL New
Энтони Блинкен, выступая 24 марта в Брюсселе, прямо дал понять, что в Вашингтоне рассматривают Китай как экономическую угрозу и угрозу безопасности, и призвал НАТО твёрдо «держаться вместе, когда Пекин пытается оказать давление на члена альянса».
КНР отвечает. 23 марта Пекин ввёл санкции против ряда чиновников ЕС, Германии и Великобритании, а также против некоторых аналитических центров, распространяющих дезинформацию о положении в СУАР. Данным организациям, их сотрудникам и их ближайшим родственникам запрещён въезд на материковую часть Китая, в Гонконг и Макао. Их собственность в КНР будет заморожена, а китайским гражданам и учреждениям запрещено заниматься с ними предпринимательством. 27 марта китайские санкции были введены в отношении председателя Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) Гейла Манчина.
Ответные санкции КНР были поддержаны в китайских соцсетях, пользователи которых призвали к бойкоту таких крупных западных ТНК, получающих в Китае огромную прибыль, как H&M, Nike, Adidas. В результате акции немецкой Adidas и американской Nike только за один день 25 марта вместе снизили рыночную стоимость более чем на 70 млрд. юаней (10,7 млрд. долл). Магазины этих компаний в Китае опустели, что особенно было заметно на выходных 27-28 марта.
У американцев не очень получается сдержать Китай.
Заглавное фото: REUTERS/Thomas Peter