«Несмотря на то, что 20 июня как дата парламентских выборов в Армении фигурирует пока только в записи премьер-министра Пашиняна в социальной сети Facebook, партийное строительство в республике заметно активизировалось. Однако около половины электората не склонны поддерживать ни обанкротившихся «революционеров», ни деятелей из так называемых «бывших», ибо именно «республиканские» власти своей «флюгерской» политикой (в том числе – внешней) способствовали успеху «бархатного переворота». В армянском обществе как никогда велик запрос на «третью силу», способную предложить адекватные пути выхода из переживаемого им тяжелейшего кризиса, прежде всего – морально-психологического»,
– говорится в статье, опубликованной на сайте Центра анализа террористических угроз (ЦАТУ).
Этот запрос общества обязательно будет использован Западом, и работа уже ведётся по формированию прозападных колонн в стране. Несмотря на использование административного ресурса и предвыборных взяток, Пашинян и его партия сможет собрать от четверти до трети голосов. Этого явно мало, к тому же и оппозиция может отбросить разногласия и сплотиться на время выборов, поэтому просто необходимы какие-то дублирующие структуры, способные отобрать голоса неопределившихся граждан, считает автор статьи Александр Григорьев. А переход к пропорциональной системе выборов и понижение порога прохождения в парламент для политических партий будут способствовать тому, что туда попадут политические силы, подконтрольные Лондону и Вашингтону, если не Анкаре и Баку.
В связи с этим автор предлагает обратить внимание на деятельность «Национально-демократического полюса», который был создан на основе радикальной (есть мнение – террористической) группировки «Сасна Црер», адепты которой взяли на вооружение «радикальную протестную риторику, густо сдобренную национализмом и русофобией, чем дальше – тем больше». По мере движения страны «в Европу» в Армении росли и крепли западные неправительственные организации, а вместе с ними началось культивирование антироссийских настроений. И уже к середине 2010-х гг. в Армении было создано антироссийское и прозападное националистическое движение. Его аналоги – бело-красно-белое движение в Белоруссии или «Правый сектор»* (запрещённая в Российской Федерации организация) на Украине.
Это движение «стало оттягивать на себя националистически настроенную молодёжь и, спекулируя картами Севрского договора, создавать иллюзию, что стоит лишь «сбросить оковы ФСБ», как в Армению польются инвестиции, а благодаря отношениям с Западом Армения сможет вернуть если не Ван и Эрзурум, то, как минимум Карс, находящиеся под контролем Турции», отмечает Александр Григорьев.
Во время «третьей карабахской войны» горе-«патриотов» из «Национально-демократического полюса» не было слышно, зато после подписания перемирия они тут же активизировались – проводили малочисленные, но шумные уличные шествия под американскими флагами. При том, что у Вашингтона и Брюсселя нет никакого самостоятельного проекта для Армении, который не был бы связан с Турцией. Это означает, что все призывы типа майданных кричалок «Америка прийдэ – порядок навэдэ!» не что иное, как прямой путь к потере остатков армянской государственности и превращению Еревана в турецкий вилайет, зато под псевдонационалистическими лозунгами, рассчитаными на молодёжь.
Появление же в законодательном органе Армении настоящих национал-радикалов «местного разлива», многие из которых имеют не только уголовное прошлое, но и опыт экстремизма, требующих вывода российской военной базы – всё это вряд ли поспособствует укреплению российско-армянских отношений. Кроме того, националисты будут провоцировать и гражданское противостояние, которое обязательно скажется на миграционных настроениях армян и отзовётся другими негативными явлениями.
«В недавнем интервью Владимиру Познеру второй президент Роберт Кочарян говорил о «малом месте» государственности в армянской идентичности, и очевидно, что возгонка популярности «Сасна Црер» и иже с ней будет способствовать дальнейшему разрушению и того и другого. Впрочем, «надежда умирает последней», и возможность консолидации представляющих большинство общества сил, не заражённых бациллами русофобского национализма, всё ещё сохраняется»,
– пишет Александр Григорьев.
Соб. корр. ФСК