В Белоруссии указом президента Александра Лукашенко учреждён новый государственный праздник – День народного единства. Праздновать его будут ежегодно 17 сентября в память о Польском походе РККА 1939 года.
«Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделённого против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в национальной исторической традиции»,
– говорится на официальной странице президента Республики Беларусь.
Указывается, что восстановленное в 1939 году единство позволило белорусам выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почётное место в международном сообществе и стать одним из соучредителей ООН.
Возвращённые Белоруссии в 1939 году земли были захвачены Польшей по итогам неудачной для советского государства советско-польской войны 1920 года. Войну развязала Польша, перейдя границу без объявления войны в надежде на обломках Российской империи построить Речь Посполитую от Балтийского до Чёрного моря с Западной Белоруссией, Западной Украиной и юго-восточной Литвой в её составе.
Ректор Академии управления при Президенте Белоруссии доцент Вячеслав Данилович, комментируя основания появления нового праздника, отметил: «Фактически польские власти проводили политику ассимиляции белорусского населения. Поэтому многие восприняли приход Красной армии положительно и с воодушевлением включились в объединение. Это говорит о том, что всё-таки польская власть не отражала интересы народа и была по факту чужой для большинства населения края».
Варшава силится представить воссоединение Белоруссии как акт совместной советско-немецкой агрессии против Польши в 1939 году, но это не выдерживает никакой критики. СССР ввёл войска в Польшу лишь на 17-й день после нападения вермахта и ограничился тем, что занял земли, которые не принадлежали полякам и большинство населения которых составляли белорусы. Этнических польских территорий СССР не занял ни пяди.
Решение о вводе войск было принято в связи с крушением польской государственности, бегством польского правительства в Румынию и быстрым продвижением германских танковых соединений, которые уже никто не сдерживал, к границам Советского Союза.
СССР отказался от предложения немцев организовать совместный штурм Львова, а встреча советских и немецких войск в Бресте после разгрома Польши была рутинным военно-дипломатическим церемониалом.
В 1944-1950-х гг. польское антисоветское бандподполье мстило белорусам за нежелание становиться поляками. Армия Крайова и прочие группировки совершали налёты на белорусские деревни, убивая мирных жителей и оставляя в живых только тех, кто знал католические молитвы на польском языке.
Соб. корр. ФСК