Вот уже которое десятилетие водород называют топливом будущего. Говорили об этом и на Международном экономическом форуме, проходившем в Петербурге 2-5 июня. Вице-премьер правительства РФ Александр Новак отметил, что правительство может утвердить концепцию развития водородной энергетики через один-два месяца. По его оценке, доля российского водорода в мире может составить 20 процентов – примерно столько же, сколько сейчас Россия занимает на рынке природного газа и нефти. Диапазон оценок общемирового спроса на водород к 2050 году колеблется в пределах от нескольких десятков до почти 700 млн тонн в год.
Оценки Новака подтвердил и генеральный директор Международного солнечного альянса Аджай Матур. В южных регионах России, сказал он, есть большой ресурсный потенциал для производства солнечной энергии и «зелёного» водорода, который образуется путем электролиза воды, заявил он.
Водород – самый распространенный элемент на Земле, но в обычных условиях он не встречается ни в виде отдельных молекул, ни в виде газа. Водород легко вступает в реакцию с другими органическими соединениями с образованием, например, воды. Поэтому его можно получить с помощью обратного процесса: из воды путем разделения её молекул электрическим током на кислород и водород, посредством электролиза.
По оценке Международного агентства по возобновляемой энергетике, самый оптимистичный сценарий развития отрасли – рост мирового рынка водорода до 470 млн тонн в год (рынок нефтепродуктов сегодня составляет 700 млн тонн в год, но водород в 2-3 раза более энергоёмкий). Сегодня Водородный совет (5 крупных автоконцернов) оценивает рынок водорода в 164 млн тонн в год.
«ЕС, – пишет Deutsche Welle, – провозгласил в конце 2019 года программу Green Deal (Зелёный пакт), предполагающую превращение Европы к 2050 году в первый климатически нейтральный континент планеты, что, по словам авторов концепции, может привести "к сокращению доходов России" (в связи с планируемым отказом от нефти, угля и газа). Сами европейцы не ставят в качестве первоочередной задачи сведение "на нет" энергосотрудничество с Россией, напротив, говорят о том, что оно необходимо, но с очевидным смещением в сторону возобновляемой энергетики и водорода».
Министры финансов стран Евросоюза уже договорились, что прекратят давать деньги не только на угольные, но и на новые нефтегазовые проекты. Даже природный газ теперь не приветствуется, его место должен занять водород. В июне 2020 года правительство Германии опубликовало Национальную стратегию водородной энергетики, согласно которой на новое топливо будут переведены транспорт, металлургия и нефтехимическая промышленность. До 2023 года на эти цели Германия потратит 10 миллиардов евро. В целом на переход на водородное топливо к 2050 году ЕС намерен потратить 470 миллиардов евро.
К 2035 году Airbus собирается выпустить первый коммерческий самолёт на водородном топливе. А первый в мире самолёт с электродвигателем и системой водородных топливных элементов был создан в Германии ещё в 2016 году. В Германии стартует также эксперимент по частичному замещению водородом природного газа в отоплении жилья. Над тем же работают в Великобритании. В Нидерландах и Бельгии собираются протестировать речное судно на водородном топливе. А канцлер Себастьян Курц обещает превратить Австрию в мирового лидера в области водородных технологий.
Станция в Германии по производству зеленого водорода
Летом 2020 года Минэнерго представило программу «Развитие водородной энергетики в России» на 2020-2024 годы, в октябре была утверждена соответствующая дорожная карта. В документе указывается, что производством и экспортом водорода займётся «Газпром», который сейчас производит на своих объектах более 380 тысяч тонн водорода и с 2021 года готов продавать его третьим странам. Уже существуют планы переориентировать под водород газопроводы «Северный поток» и недостроенный «Северный поток-2».
Однако нефть, газ и даже уголь пока рано списывать со счетов. Глава «Роснефти» Игорь Сечин во время выступления на ПМЭФ-2021 предупредил, что мир может столкнуться с острым дефицитом нефти и газа из-за недоинвестирования этих отраслей. На фоне прогнозов о возможном дефиците оптимистично смотрится намерение России заместить до 70% поставок австралийского угля на рынки Китая и в целом увеличить экспорт этого энергоносителя в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, заявил глава «Ростеха» Сергей Чемизов.
Ожидается, что поставки российского угля в восточном направлении к 2024 году вырастут на 30%. Среди покупателей угля есть и Индия. Она планирует скупать почти весь российский коксующийся уголь и антрацит, поставляемый на экспорт. Пока Россия экспортирует в Индию менее миллиона тонн металлургических углей, но Дели запросил объём до 40 миллионов тонн в год стоимостью около 4,5 миллиарда долларов, пишет «Коммерсантъ». Так что при любом раскладе с водородным топливом Россия не перестаёт быть энергетической державой.