Ситуация вокруг Белоруссии остаётся напряжённой. Стимулом для развертывания давления со стороны Запада на официальный Минск стал инцидент с посадкой 23 мая самолета авиакомпании Ryanair и арест беглого белорусского оппозиционера Романа Протасевича. В ЕС восприняли это как вызов со стороны Александра Лукашенко и заявили о желании наказать власти республики. Однако белорусский лидер является не единственной целью западного давления на Белоруссию.
Евросоюз на протяжении нескольких месяцев работал над четвертым пакетом санкций в отношении официального Минска, который может вступить в силу до конца июня и коснётся 78 физических и 7 юридических лиц.
До событий 23 мая работа в этом направлении шла в Брюсселе довольно вяло. Посадка самолета Ryanair и арест Протасевича стали спусковым крючком. Даже Генсек ООН Антониу Гутерриш втянулся в скандал и заявил о необходимости освободить белорусского оппозиционера, хотя тот признал свою вину в попытке организации беспорядков в Белоруссии в 2020 году. С этого момента события стали развиваться стремительно, и 10 июня Европарламент принял специальную резолюцию, которая прозвучала громом среди ясного неба для официального Минска. Никогда прежде в Европе не требовали ввести столь суровые санкции против Белоруссии.
В частности, европарламентарии, помимо обычных требований, связанных с правами человека, освобождением политзаключенных и проведением новых президентских выборов, потребовали отключения республики от платёжной системы SWIFT. Прозвучал призыв прекратить любое финансовое сотрудничество с Белоруссией, в том числе на уровне коммерческих организаций, а также ввести санкции против белорусских предприятий, работающих в нефтяной, нефтеперерабатывающей, калийной, сталелитейной и деревообрабатывающей отраслях. Если эти ограничения будут введены, экономику Белоруссии ожидают серьёзные испытания.
Давление на Минск напрямую или косвенно увязывается с антироссийской повесткой дня. Основными инициаторами резолюции 10 июня стали Польша и страны Прибалтики. В решении Европарламента указано, что санкции против Белоруссии должны быть направлены и против её ближайшего союзника. В частности, евродепутаты выразили крайнюю обеспокоенность «привязанностью России к режиму Лукашенко, включая финансовую поддержку и тесное сотрудничество между спецслужбами». Они же призвали расследовать инцидент с самолётом Ryanair, включая возможную роль России в «террористических актах, которые совершает белорусский режим». В резолюции говорится, что любой гражданин РФ, который прямо или косвенно в этом участвовал, должен попасть под санкции.
В некоторых странах решили использовать сложившуюся вокруг Белоруссии ситуацию в своих интересах. Можно вспомнить о требовании евпродепутатов к УЕФА бесплатно передать права на трансляцию футбольного чемпионата Европы от «Белгостелерадиокомпании» польскому телеканалу «Белсат». На поверхности оказалась и тема строительства газопровода «Северный поток – 2», к которому ни Белоруссия, ни тем более Протасевич не имеют никакого отношения.
Несмотря на всю абсурдность происходящего, в парламенте Великобритании на следующий день после посадки самолета заявили, что рассмотрят вопрос о введении санкций против газопроводов «Северный поток – 2» и «Ямал – Европа», так как считают их источниками финансирования правительства Белоруссии. Глава британского МИД Доминик Рааб не только выразил сомнение, что инцидент мог произойти без «молчаливого согласия Москвы», но и прямо заявил, что странам Запада необходимо изучить вопрос о том, как лишить власти президента Белоруссии, который якобы слишком тесно сблизился с Москвой. Позже кандидат в канцлеры ФРГ от зелёных Анналена Бербок, которую рассматривают вероятной преемницей Ангелы Меркель, заявила, что режим Лукашенко удерживается, прежде всего, «за счёт поддержки Кремля». По её мнению, «Северный поток – 2» является «центральным геополитическим вопросом» и должен рассматриваться в совокупности с ситуацией в Белоруссии.
Подобных заявлений в последние недели было много, что только подтверждает мысль о том, что сам по себе Александр Лукашенко не рассматривается на Западе главной целью санкционного давления. Евросоюз интересует возможность создать проблемы России. В Брюсселе всё чаще звучат голоса о том, что в «нерешенности белорусского вопроса» главной проблемой является не Лукашенко, а Москва. Обвинения в адрес Москвы сыплются в разных формах, начиная от заявлений об экономической и военной поддержке «недемократического» белорусского режима, заканчивая словами о развёрнутой Кремлём информационной войне вокруг Белоруссии. Примером последнего может являться опубликованное расследование Международной сети стратегических действий по обеспечению безопасности (iSANS) «об операции по дискредитации Романа Протасевича». Его название говорит само за себя – «Превращение заложника в оружие: как прокремлёвские СМИ пытались обмануть Запад». Авторы документа вполне серьёзно заявили, что «российские пропагандисты начали в отношении англоязычной аудитории целенаправленную информационную операцию по распространению дезинформации о вынужденной посадке гражданского самолёта и похищении Протасевича».
Тему «руки Кремля» в Белоруссии развивают и на Украине. Согласно существующему у украинских властей и экспертов мнению, происходящее сегодня вокруг Белоруссии выгодно только России, так как у Лукашенко теперь нет союзников, кроме Путина. Поэтому в Киеве призывают усилить давление на Минск, а через него и на Москву. И попутно требуют остановить строительство «Северного потока – 2» и усилить финансирование Украины для борьбы с возможной «агрессией» России через Белоруссию.
Масла в огонь подливают в Минске, где Протасевича превратили в звезду телеэкрана, что в ряде случаев на руку противникам Лукашенко и России. В частности, в своём громком интервью 3 июня в программе «Марков. Ничего личного» на телеканале ОНТ оппозиционер заявил, что редактируемый им ранее телеграм-канал NEXTA (признан в Белоруссии экстремистским) существовал не только за счёт рекламы, но и некого «российского олигарха». Однако ни 3 июня, ни позже Протасевич не смог назвать имени этого бизнесмена, отметив лишь, что тот «был связан с Уралом и горной добычей». По его словам, «этот человек – прямой конкурент другого известного российского бизнесмена, Михаила Гуцериева». Эти слова дали некоторым повод обвинить в финансировании белорусских протестов Дмитрия Мазепина, попутно объявив, что это является очередным доказательством вмешательства России во внутренние дела Белоруссии. Правда, после заявления самого Мазепина и требования Москвы от Минска объясниться, данная тема пропала из информационного пространства. Но то, что в целях дальнейшей дискредитации России она может появиться снова, абсолютно очевидно.
Исходя из происходящего, можно сделать вывод: главными бенефициарами ситуации вокруг Белоруссии, в том числе после инцидента с самолетом Ryanair, являются не Минск или Москва, как заявляют некоторые, а белорусские оппозиционеры и ряд стран ЕС. Польша, прибалтийские республики и бежавшие из Белоруссии противники Лукашенко, которые находятся на попечении Варшавы, Риги или Вильнюса, сумели использовать происходящее в своих интересах. В том числе против России. По всей видимости, президент Белоруссии был прав, когда говорил, что его страна является лишь полигоном, где отрабатываются дальнейшие шаги Запада по наступлению на РФ.
Фото: @Rzewuski