Европейские встречи Байдена и переговоры Путин – Байден в очередной раз показали нежелание Запада считаться с реальностью многополярного мира. Подтвердилось, что Запад намерен восстановить свою гегемонию в мировых делах, навязав миру порядок, основанный на западных правилах.
Преградой для данного курса являются усиление Китая и укрепление российско-китайского взаимодействия.
Цели европейского турне Байдена были сосредоточены, во-первых, на объединении европейских союзников США вокруг всеобъемлющей стратегии конкуренции условного Запада с Китаем, во-вторых, на ослаблении напряжённости в отношениях с Россией с расчётом, что это поможет Вашингтону создать предпосылки отчуждения РФ от КНР.
Накануне женевской встречи высокопоставленный чиновник администрации Байдена в интервью POLITICO рассуждал так: «Или вы вовлекаете в сдерживание одновременно Россию и Китай, или стараетесь разделить подходы и улучшаете отношения с Москвой».
Основой стратегии противостояния с КНР является сдерживание экономического роста Китая, в котором условный Запад усматривает источник его геополитической силы. Здесь примечательна договорённость лидеров G7 о согласовании усилий по обеспечению «устойчивости цепочек поставок» для «поддержки демократиями друг друга». Это подразумевает исключение КНР из мировых цепочек поставок комплектующих для мирового рынка высокотехнологичной продукции, и в первую очередь для микроэлектроники.
Примечательна инициатива «семёрки» Build back better в качестве альтернативы китайскому инфраструктурному проекту «Пояс и путь». Предполагается, что данная инициатива привлечёт сотни миллиардов долларов для инфраструктурных проектов с целью нейтрализовать влияние КНР в развивающихся странах Азии и Африки.
Критика КНР по теме «прав человека в Синьцзяне», «принудительного труда в сельскохозяйственной и лёгкой промышленности, а также в солнечной энергетике» в итоговом коммюнике G7, кроме цели сплотить США и их союзников, имела экономический подтекст. С конца 2020 г. США развернули кампанию бойкота китайских производителей хлопка и поликремния (необходим в солнечных батареях), доминирующих на мировых рынках. В контексте лоббируемой Байденом климатической повестки и растущего спроса на солнечные батареи, когда западные ТНК считают миллионы долларов недополученной прибыли, подобный аспект «борьбы за права человека» в КНР выглядит особо пикантно.
Относительно новым стало упоминание КНР как источника вызовов безопасности НАТО в итоговом коммюнике встречи лидеров альянса. Документ призывает членов НАТО реагировать на вызовы Китая «вместе, как союз». До сих пор Китай фигурировал в западных документах только как экономический конкурент.
Во время европейского турне Байдена из источников, «знакомых с внутренними дискуссиями Пентагона», стало известно, что Минобороны США рассматривает возможность создания постоянной военно-морской оперативной группы в Тихом океане «в качестве противодействия растущей военной мощи Китая».
В то же время союзники США, присоединившись к всеохватывающей стратегии сдерживания КНР почти по всем направлениям, выступили против радикальных антикитайских формулировок. При обсуждении итогового коммюнике G7 часть европейских союзников США, в первую очередь Германия, Италия, и руководство ЕС выступили против категорических обвинений Китая по теме «принудительного труда» и «геноцида» в Синьцзяне. Не все в Европе согласны признать Китай «экзистенциальной угрозой».
Единая позиция Запада, отражённая в документах, маскирует расхождения между США и Европой по китайскому вопросу. Однако переоценивать глубину разногласий между США и их европейскими союзниками не стоит. Ещё два года назад на аналогичных встречах лидеров Запада Китай не обсуждался в контексте военной угрозы западному миру и не упоминался как основной геополитический конкурент. Сейчас происходит постепенное сближение позиций США и Европы по вопросам противостояния Китаю.
В КНР итоги европейского турне Байдена оценили критически, различая позицию США и Евросоюза. Китайские эксперты обращают внимание на то, что крупные европейские страны избегают распространения политических конфликтов и идеологических споров с Китаем на торговлю и экономику.
В Европе полагают, что выигрыш большинства союзников США от сотрудничества с Китаем перевешивает их «стратегические опасения по поводу роста Китая». Поэтому попытки США навязать европейцам заинтересованность в американской гегемонии как коллективный интерес Запада и втянуть Европу в геополитическое противостояние с КНР вряд ли осуществимы.
Китайские эксперты едины в том, что наряду с укреплением своей обороноспособности Китай должен показать полное отсутствие со своей стороны даже малейшей угрозы Европе, «заставить Европу, укрепляющую свою стратегическую автономию, осознать значение Китая в качестве партнёра».
Попытки США рассорить Россию и Китай в КНР внимательно отслеживаются, но беспокойства не вызывают. Дружественные отношения между двумя странами основаны на совпадении их основных интересов. В Китае ценят надёжность России как стратегического партнёра, цитируя изложенную президентом России официальную позицию: подорвать доверительные российско-китайские отношения невозможно. Как подчёркивают китайские эксперты, эти отношения имеют самостоятельную ценность, вне контекста противостояния или дружбы России и США, и американские расчёты что-то изменить здесь бесперспективны.
Неуклюжие попытки Байдена на пресс-конференции перенести ответственность за причинённый России вред на плечи КНР на фоне многочисленных систематических санкций США против России и разнузданной антироссийской информационной кампании вызвали в Китае справедливое возмущение. Китайцы обращают внимание на оскорбительное отношение Байдена к России: президент США, видимо, считает, что указанием на усиление Китая и продолжительность российско-китайской границы можно перекрыть факты американской враждебности и заставить Москву забыть о дружественных отношениях с КНР.
Соединённым Штатам нечего предложить России, что могло бы принципиально выправить американо-российские отношения.
Чтобы отношения были выправлены, Вашингтону необходимо прекратить «сжатие стратегического пространства» России, которое до предела ограничено неоднократными расширениями НАТО на восток и контролем над некоторыми бывшими советскими республиками.
Совершенно очевидно, что Вашингтон на это не пойдёт.