Министерство финансов США выдало своим компаниям лицензию для сворачивания сделок с «Беларуськалием» – белорусской компанией, попавшей под американские санкции. Эта лицензия закончилась 8 декабря. То есть уже 9 декабря американские компании должны были прекратить все отношения с «Беларуськалием».
При этом Вашингтон не настаивает на том, чтобы иностранные субъекты поступали так же и разрывали контракты на транзит удобрений из Белоруссии. Но правительство Литвы требует продемонстрировать солидарность с «заокеанскими партнёрами» и запретить белорусский транзит, который тем временем продолжается: внезапно выяснилось, что транзит оплачен вперёд как минимум до середины декабря, что стало шоком для правительства консерваторов. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните требует транзит немедленно остановить в знак солидарности с Вашингтоном. Глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис уже объявил о готовности уйти в отставку, поскольку он не знал о предоплате транзита.
Готов уйти в отставку и министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис, взяв на себя ответственность за то, что Вильнюс не сумел продемонстрировать свою преданность Соединённым Штатам.
По мнению заместителя главы Партии труда Иевы Качинскайте-Урбонене, произошло «предательство евроатлантического партнёрства». Партия труда требует немедленной отставки двух министров как предателей. Если же министры не уйдут в отставку, то Партия труда потребует отставки и главы правительства.
Однако не все в Литве так единодушно хотят демонстрировать солидарность с западными партнёрами.
Бизнесмен, акционер компании «Терминал насыпных грузов» (Biriu kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий предупреждает: остановка транзита белорусских калийных удобрений станет катастрофой для страны.
«Литва является участником пяти международных соглашений по поводу транзита, которые однозначно запрещают Вильнюсу воздействовать на транзит. Эти официальные договорённости являются частью правовой системы Литвы, поскольку все они ратифицированы сеймом»,
– напомнил бизнесмен.
По его словам, только иск его компании от потери контракта превысит миллиард евро, а иски самого «Беларуськалия» будут исчисляться миллиардами и совершенно непонятно, где Литва возьмёт средства на выплату этих исков.
«И, конечно, будут десятки исков из многих стран от компаний, купивших калий, но не получивших его, размеры этих исков даже не берусь предполагать. Ну и самое забавное. Через Литву идёт транзит белорусского калия в США, да-да, американским компаниям, продукт, купленный за американские доллары. Потому что это абсолютно законно. Наши политики хотят нанести ущерб и американским компаниям тоже?»
– взывал Удовицкий к здравому смыслу правительства.
Ну а государственный железнодорожный оператор Lietuvos geležinkeliai («Железные дороги Литвы») уже объявил – в случае остановки транзита из Белоруссии компания становится банкротом.
Но чего не сделаешь ради солидарности с заокеанским партнёром, всю страну можно обанкротить, только бы лишний раз угодить.
Соб. корр. ФСК