Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал первое интервью после трагических событий начала января. Видео транслировалось на государственном телеканале «Хабар 24».
Выбор русского языка для интервью объяснил пресс-секретарь главы государства Берик Уали:
«Дело в том, что данное интервью рассчитано на мировую аудиторию. Мы хотели бы обеспечить максимально широкий охват в связи с актуальностью темы и интересом во всем мире к происходящему в Казахстане. В январе на имя президента поступило много просьб об интервью от зарубежных, в том числе российских, европейских, азиатских и американских СМИ. В связи с плотным графиком президента было принято решение ограничиться диалогом с журналистом канала "Хабар 24"».
Следующее большое интервью обязательно будет дано в ближайшее время отечественным журналистам на казахском языке, пообещал Уали.
Главной темой интервью стали январские события.
По словам президента, всё, что произошло в Казахстане, было тщательно спланированной акцией, одной целостной операцией – начиная от мирных митингов и заканчивая убийствами и мародёрством. Задумана и исполнена эта спецоперация была профессионалами. Сегодня уже понятно, что было три волны: сначала мирные митинги, потом пришли люди, которые просто хулиганили, а за ними – мародёры и убийцы. И у каждой «волны» были свои руководители, которые, кстати, прекрасно ориентировались на местности, отметил Касым-Жомарт Токаев.
«Боевики организовали захват аэропорта в Алматы. Сейчас следствие показывает, что аэропорт был захвачен для того, чтобы обеспечить проход через него граждан, прилетевших из одного центральноазиатского города, это были подготовленные боевики, командиры. Они, прилетели под видом гастарбайтеров, их провели через пограничные стойки, запустили в город и они приступили к руководству операцией. Этих людей материальные ценности не интересовали. Они руководили атаками на административные здания, их интересовали уголовные дела, досье на сотрудников правоохранительных органов. Это была тщательно спланированная операция, по своей сути террористическая, с привлечением боевиков из-за рубежа»,
– рассказал глава государства.
Полиция отбивалась от бандитов две ночи, это говорит о том, что нападавших было очень много, они шли с трёх направлений, при этом некоторые блокпосты были просто смяты толпами. У полиции же не было единого плана действий, руководители боялись брать на себя ответственность, была неразбериха, честно признал Токаев. Однако сегодня все силы брошены на то, чтобы найти всех бандитов, которые вдруг «превратились» в случайных прохожих. Президент также пообещал, что все случаи использования оружия против мирных граждан будут расследованы.
В такой ситуации обращение за помощью к ОДКБ было естественным и единственно правильным, уверен Токаев.
«ОДКБ является нашей общей организацией. Обращаясь в ОДКБ, я ведь не обращался к чужим, я обращался практически как к самому себе и своим союзникам. Нам нужен был тыл, их прикрытие сыграло устрашающую роль для бандитов. Никаких разговоров с Путиным, а их было немало, и они были продолжительными, что мы потом рассчитаемся, не было. Это союзная организация. Контингент ОДКБ не произвёл в Казахстане ни одного выстрела»,
– рассказал глава государства.
Пояснил он и своё предыдущее высказывание по поводу необходимости отправлять казахских студентов на учёбу в технические вузы России, после чего его стали критиковать и уверять, что западное образование лучше.
«Российское образование очень хорошее, особенно техническое. Конечно, нет никакой обязательности. Я просто высказал мнение о том, что лучше направлять студентов на обучение в Россию, так как большое значение имеет языковой вопрос – всегда лучше учиться на том языке, который знаешь»,
– уверен Токаев.
Соб. корр. ФСК