Перейти к основному содержанию
Эрдоган в Киеве

Эрдоган в Киеве

3 февраля, поприветствовав почётный караул в Киеве бандеровской кричалкой «Слава Украйне», с официальным визитом на берега Днепра для участия в десятом заседании Стратегического совета высокого уровня прибыл президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Претензии на роль макрорегиональной, если не глобальной державы

3 февраля, поприветствовав почётный караул в Киеве бандеровской кричалкой «Слава Украйне», с официальным визитом на берега Днепра для участия в десятом заседании Стратегического совета высокого уровня прибыл президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Задолго до поездки был поднят шум в турецких СМИ, сопровождаемый настойчивыми попытками турецкого лидера и лиц из его ближайшего окружения (в частности, Ибрагима Калына) навязать свои «посреднические» услуги в так называемом российско-украинском конфликте. И если Зеленский фантазировал насчёт встречи с Владимиром Путиным на Босфоре, то в Москве посоветовали хозяину Ак-Сарая способствовать выполнению киевским режимом Минских соглашений 2015 года по Донбассу.

Предлагая свои услуги «модератора», турецкое руководство не скрывает стремления играть новую роль в решении вопросов европейской безопасности. Между тем курс на развитие военно-технических связей Анкары с Киевом объективно  ведёт к эскалации напряжённости. Недаром министр обороны Хулуси Акар объясняет действия по «укреплению обороноспособности Украины» интересами НАТО. Есть у турок и собственный интерес – подгрести «под себя» остатки советского военно-промышленного комплекса (например, производство авиадвигателей на Украине). Здесь Анкара эксплуатирует антироссийскую риторику, что заставляет вспомнить о её планах тихого «завоевания» Крыма через поддержку радикально-националистической части крымско-татарской общины. Участвуя в «Крымской платформе», Турция неизменно поддерживает тезис о «территориальной целостности» Украины в рамках границ бывшей Украинской ССР.

По результатам переговоров глав государств, продлившихся чуть более трёх часов, были подписаны, в частности, соглашения об украинско-турецкой «зоне свободной торговли», о сотрудничестве в сфере молодежной политики (всего восемь документов). Для строительства турецких беспилотников «Байрактар» на Украине (с перспективами экспорта в третьи страны) планируется строительство нового завода и учебного центра по подготовке операторов этих БПЛА.

Основной темой переговоров с Эрдоганом стала сфера безопасности, рассказал Зеленский, поблагодарив собеседника за предложение стать посредником в переговорах с Москвой. Со своей стороны «султан» вновь заявил о готовности приложить все усилия для снижения напряжённости в регионе.

Эксперты, опрошенные изданием Ukraina.ru, считают прорабатывавшееся 15 лет Соглашение о свободной торговле платой Эрдогану за военно-политическую поддержку Киева. Ценой соглашения станет банкротство многих украинских предприятий. Будут снижены или отменены таможенные пошлины более чем на 10.000 наименований продукции, турецкие товары на Украине подешевеют (с неизбежными последствиями этого для украинского производителя). По мнению экономиста Андрея Виргинского, условия, на которых настояла турецкая сторона, приведут к сокращению промышленного производства Украины на 8%, ВВП – на 1%.

На пресс-конференции в Киеве Эрдоган раскритиковал западных политиков за нагнетание паники и «безответственные заявления» о скором нападении России на Украину, напомнив о необходимости выполнения Минских соглашений. Соглашения между Анкарой и Киевом не направлены против РФ и не имеют отношения к кризису между Москвой и Киевом, сообщили агентству ТАСС в администрации Эрдогана. Сам турецкий лидер заявил, что рассчитывает на приезд Владимира Путина в Турцию после поездки в Китай. Издание Al Haber предполагает, что такой визит может состояться во второй половине февраля. Ранее Хулуси Акар довольно неожиданно подчеркнул приверженность Анкары Конвенции Монтрё 1936 года, формально ограничивающей доступ сил НАТО к Чёрному морю. «Мы всегда считали, что статус, предоставленный Монтрё, выгоден для всех сторон», – заявил глава военного ведомства в видеообращении к высшему руководству армии 31 января. «Об  отказе [от договора] не может быть и речи  в сегодняшних условиях».

Как пишет Al-Monitor, данное заявление свидетельствует об усилиях Анкары «пережить всё более рискованное противостояние между Россией и Украиной без какого-либо ущерба или, по крайней мере, с минимальным ущербом, поскольку потенциальная война угрожает балансированию Турции между Москвой и ее союзниками по НАТО, особенно Соединенными Штатами». Едва ли это так – заявленные ранее Эрдоганом планы строительства параллельного Босфору канала «Стамбул» (после чего последует строительство  канала в обход Дарданелл) изменят политико-правовой режим черноморских проливов.

Несмотря на финансовые сложности и январский газовый кризис, задачи турецкого руководства очень обширны: Украина – лишь одно из направлений турецкой дипломатии. В частности, Анкара активно работает над восстановлением полноформатных связей с Израилем и налаживанием (с очень выгодных для себя позиций) отношений с Арменией. Речь идёт о претензиях Турции на роль макрорегиональной, если не глобальной державы.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0