Перейти к основному содержанию
Наращивать добычу золота и золотые резервы Российской Федерации следует незамедлительного.

Америка хочет организовать против России новую золотую блокаду

Благодаря российскому золоту нам удалось провести индустриализацию и подготовиться к войне. Немалую роль в этом сыграли «золотой цех» страны (добыча драгоценного металла – преимущественно на Дальнем Востоке) и ее золотые резервы.

Бояться американского законопроекта «Остановить российское золото» нам не стоит

20-30-е годы ХХ века были временем, когда против СССР действовали очень жёсткие экономические санкции. Их тогда называли блокадами: морской, торговой, кредитной, золотой. Последняя из названных блокад была введена в 1925 году. Она представляла собой запрет на использование Советским Союзом золота для оплаты товаров, закупаемых на Западе. Закупки могли осуществляться лишь за счет валюты, которую СССР получал от экспорта нефти и некоторых других природных ресурсов, а также зерна. Запад рассчитывал, что Советскому Союзу придется ради получения иностранной валюты наращивать экспорт зерна и сокращать его потребление внутри страны, что спровоцирует голод. Золотая блокада действительно осложнила проведение индустриализации, но не остановила ее.

И вот спустя без малого век Запад, кажется, вновь готовится организовать против нашей страны золотую блокаду. Один из наиболее серьезных ударов, который был нанесен Российской Федерации в последний месяц – замораживание (арест) значительной части международных резервов России. По разным оценкам, от 300 до 400 млрд. долл. Замораживания избежала лишь часть резервов, состоящая из юаней и монетарного золота. Перед началом санкционной войны всё монетарное золото находилось на территории РФ, его физический объем составлял 2300 тонн. На золотую часть приходилось около 21 процента всех резервов, в стоимостном выражении это 132 млрд. долл.

Избежавший заморозки золотой резерв России может использоваться для оплаты импорта и других необходимых платежей, и на Западе думают, как заблокировать золотую часть резервов. 7 марта члены верхней палаты американского конгресса сенаторы Ангус Кинг (Angus King), Билл Хагерти (Bill Hagerty), Джон Корнин (John Cornyn) и Мэгги Хассан (Maggie Hassan) внесли законопроект (S. 3771) «Остановить российское правительство и олигархов от ограничения демократии (Остановить российское золото)» (Stop Russian Government and Oligarchs from Limiting Democracy (Stop Russian GOLD) Act). Законопроект предусматривает вторичные санкции к любым американским организациям, которые совершают сделки с российским золотом.

Через несколько дней инициативу сенаторов поддержали члены палаты представителей республиканцы Питер Мейер (Peter Meijer), Брайан Фицпатрик (Brian Fitzpatrick) и демократ Элисса Слоткин (Elissa Slotkin). Их версия закона (HR 7068) устанавливает запрет американским организациям вступать в отношения с теми российскими и нероссийскими организациями, которые совершают операции с золотом из резервов РФ. «Существующая лазейка в нынешних санкциях, которая позволяет России ликвидировать золотой запас, позволит Путину и его приспешникам продолжать финансировать свою преступную войну в Украине», – сказал конгрессмен Питер Мейер. – Наш законопроект закрывает эту лазейку…»

Обе палаты согласовали свои проекты, они объединены в один двухпартийный законопроект. «Этот двухпартийный законопроект закрывает критическую лазейку, которая позволяет России распродавать свои золотые запасы для поддержки экономики. США и наши союзники должны твердо противостоять российской агрессии и гарантировать, что мы заблокируем любую лазейку, которая есть у Путина, чтобы обойти всю тяжесть наших санкций», – заявила сенатор Мэгги Хассен.

Немецкий эксперт Йохен Станцль (Jochen Stanzl) считает, что принятие такого американского закона негативно отразится на мировом рынке золота: предложение российского золота на мировом рынке может сократиться или даже обнулиться, что приведет к неоправданному росту цен на драгоценный металл.

Однако большинство наблюдателей полагает, что эффективность планируемой золотой блокады против РФ будет очень невысокой. Вспоминают опыт Ирана, который с 1979 года находится под санкциями США. Для банков Ирана была заблокирована система СВИФТ, закрыты корсчета в банковской системе США. Однако Иран перешел на расчёты с рядом своих торговых партнёров на золото. Так, закупки газа из Ирана на золото осуществляла Турция. Проходила информация, что за первые девять месяцев 2012 года Турция перевела Ирану золота на сумму 6,4 млрд. долл. Вашингтон пытался вводить санкции против банков и компаний, работающих с Ираном с помощью золота, но эффект был слабым. Золото использовалось в международных расчетах и Венесуэлой.

Известный американский экономист, финансовый аналитик и писатель Джим Рикардс (Jim Rickards) 14 марта опубликовал статью «Последняя соломинка» (The Last Straw), в которой он комментирует готовящийся акт в Конгрессе США. Он считает, что предусматриваемые этим актом санкции будет легко обойти: «Например, Россия загрузит 100 т золота в самолет и отправит его в Пекин в обмен на промышленные товары. Но они же не будут об этом выпускать пресс-релизы. Такие транзакции останутся незамеченными для американской разведки. Золото – химический элемент с атомным номером 79, его легко расплавить и перелить в новые слитки с китайской маркировкой, которые невозможно отследить. Банк России может купить еще золота у российских золотодобытчиков за рубли для оплаты китайских товаров. Это золото опять же невозможно отследить (в России и Китае работают многочисленные аффинажные производства)». Джим Рикардс иронично оценивает американскую санкционную инициативу: «Если это лучшее, на что способны США, то Путин выиграет не только войну со стрельбой, но также и финансовую войну».

Рикардс вспоминает, что в 2009 году он организовал первую в истории финансовую военную игру, которая проходила под эгидой Пентагона. «Суть сценария, который я представил тогда, заключалась в том, что Китай и Россия накопят крупные золотые резервы, создадут золотой пул и запустят новую цифровую валюту с золотым обеспечением для замены доллара США», – пишет Рикардс. И говорит, что «именно это сегодня происходит». Золото станет той «последней соломинкой», за которую ухватится Россия.

Если для России это «соломинка», то для американского доллара золото может стать «дубиной», которая уничтожит эту мировую валюту: «Если долларовые резервы больше не являются тихой гаванью, то кому нужны долларовые резервы? Мир потребует чего-то более надежного, что не может быть заморожено по американскому капризу. США уничтожают ценность доллара, усердствуя с санкциями. В будущем доллар уже не будет так важен. Это произойдет не завтра, но беспрецедентные антироссийские санкции только ускорят процесс».

Видимо, инициаторы законопроекта «Остановить российское золото» плохо знают историю. В данном случае историю золотой блокады против СССР. Нас в 1920-е годы принуждали отказаться от золота, но мы не отказались. Применялись различные схемы, с помощью которых наше золото либо напрямую выступало средством платежа, либо конвертировалось в валюту, необходимую для оплаты импорта. По данным Госбанка СССР, только за период с 1 октября 1927 года по 1 ноября 1928 года за границу из СССР вывезли более 120 тонн золота. С началом индустриализации потребность в золоте выросла, в СССР наращивалась добыча драгоценного металла; золото, несмотря на блокаду, использовалось для закупки машин и оборудования. Об этом можно прочитать в моей книге: «Золото в экономике и политике России» (М.: Анкил, 2009). Если в период 1918-1927 гг. среднегодовой объем добычи золота в стране составлял 13,5 т, то в 1928 году добыча достигла 28,0 т, а в 1935 году выросла до 155 тонн.

Золото направлялось не только для оплаты импортных машин и оборудования, но и для пополнения государственных резервов. Неуклонно менялась структура золотовалютных резервов Госбанка СССР в пользу драгоценного металла. Доля драгоценных металлов (кроме золота были еще некоторые запасы платины) в резервах с 52,5% в 1925 г. выросла до 94,7% в 1933 г.

На начало 1925 года в резервах Государственного банка СССР находилось 180,6 т золота. К середине 1933 года его запас увеличился до 678,5 тонн. А к началу Великой Отечественной войны он достиг величины в 2600 тонн. Благодаря российскому золоту нам удалось провести индустриализацию и подготовиться к войне. Немалую роль в этом сыграли «золотой цех» страны (добыча драгоценного металла – преимущественно на Дальнем Востоке) и ее золотые резервы.

Полагаю, этот опыт очень важен для России сегодня.

Американский законопроект «Остановить российское золото» пока не принят. Даже если он дойдет до финиша, бояться его не стоит. А вот наращивать добычу золота и золотые резервы Российской Федерации следует незамедлительно.

Фото: finobzor.ru

Оцените статью
0.0