Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок

Американская война на Украине – это на самом деле война против Германии

Санкции: убить двух зайцев – Россию и Европу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Известно, что любые экономические санкции сопровождаются эффектом бумеранга (негативными последствиями для государства, инициировавшего санкции). Сила удара бумеранга очень варьирует от страны к стране. Эффект бумеранга гораздо сильнее для Европы, чем для США. А внутри Европейского союза разброс негативных эффектов тоже очень велик.

Санкции 2014 года («за Крым») сильно варьировали по силе эффекта бумеранга. В исследовании Матье Крозе (Matthieu Crozet) и Джулиана Хинца (Julian Hinz) была сделана попытка подсчитать потери, которые понес Запад из-за сокращения товарного экспорта в Россию до середины 2015 года. Потери составили 60,2 млрд. долл. Лишь 17,8% этих потерь были обусловлены введением встречных санкций Москвой. Остальные 82,2% – потери, которые можно назвать «добровольным выстрелом в ногу». 76,7% этих потерь (более 46 млрд. долл.) понесли страны Европейского союза. И только 23,3% пришлось на остальные страны Запада (США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Швейцарию и др.).

Внутри ЕС негативные итоги первой волны санкций также очень разные. В исследовании «Уроки санкций ЕС против России в 2014-2015 гг.» (Lessons from the EU - Russia Sanctions 2014-2015) приводятся оценки ущербов, которые понесли отдельные страны-члены ЕС до середины 2015 года. Вот список стран с наибольшими потерями (млн. евро): Германия – 2.566; Италия – 668; Франция – 612; Нидерланды – 591; Польша – 521. Если брать относительные показатели, то оказывается, что для Германии (первая экономика ЕС) они в три раза более чувствительны, чем для Франции и Италии.

Сегодня, в условиях новой санкционной войны против России мы видим похожую картину. В начале марта Институт мировой экономики в Киле (Германия) и Австрийский институт экономических исследований (WIFO) оперативно подготовили доклад об ожидаемых Западом экономических последствиях санкций. Согласно этому документу, потери экономики всех стран-инициаторов санкций оцениваются в 0,17 процента совокупного ВВП. Германии и Австрии придется столкнуться с потерями в размере 0,4% и 0,3% годового ВВП соответственно, а США понесут убытки всего в 0,04%. Из союзников наибольшие потери понесут Литва (2,5 процента в смоделированном сценарии), Латвия (2,0 процента) и Эстония (2,0 процента).

Западные СМИ говорят, что, мол, издержки санкционной войны против России неизбежны, но ради достижения победы в этой войне следует потерпеть, демонстрируя единство Запада. Однако единства не получается. Наглядно это видно на примере закупок российского природного газа. Известно, что на поставки из России в ЕС по итогам 2021 года пришлось 45% импорта природного газа и 40% потребления. Это в среднем. По таким странам, как Болгария, Чехия, Латвия, Австрия, Румыния и Словения, зависимость от России по импорту газа составляет от 75 до 100%. Выше среднего по ЕС зависимость от России по импорту природного газа и у Германии – 49%. У Италии – 46%.

Пёстрая картина наблюдается и по импортной зависимости от России по нефти. По итогам 2020 года на Россию приходилось 24,9% импорта чёрного золота Евросоюза. Максимально высокая зависимость от российского импорта нефти у следующих стран (%): Словакия – 78,4; Литва – 68,8; Польша – 67,5; Финляндия – 66,8; Венгрия – 44,6. Заметно выше среднего по ЕС показатель зависимости у таких стран (%): Румыния – 32,8; Эстония – 32,0; Германия – 29,7; Чехия – 29,1; Греция – 26,3. А заметно ниже среднего зависимость от российского импорта нефти у второй экономики ЕС – Франции (13,3%), третьей экономики – Италии (12,5%), у Нидерландов (21,0%). У Великобритании на Россию приходилось всего 12,2% импорта нефти. Можно догадаться, что позиции Венгрии или Финляндии по ограничениям или запретам импорта черного золота из России могут сильно не совпадать с позициями Нидерландов или Франции. И они действительно не совпадают.

Большие различия у 27 стран ЕС в части импортной зависимости по удобрениям, зерну, металлам, другим товарам. Отсюда большие политические различия в оценке руководителями этих стран целесообразности санкций ЕС против России.

Америка – скорее не участник, а инициатор и организатор санкционной войны. Внешняя торговля между США и Россией никогда не была большой. В прошлом году во внешнеторговом обороте России на США пришлось всего 4,4%. А на Евросоюз – 35,9%. Даже если бы Вашингтон обнулил свою торговлю с Москвой, последняя не очень и почувствовала бы. А вот обнуление торговли Евросоюза с Россией могло бы нанести ощутимый и даже сокрушительный удар. Поэтому санкционная война против России выглядит следующим образом: Вашингтон войну планирует, придумывает все новые «адские» санкции против Москвы, а исполнение придуманного возлагается на Брюссель, который доводит команды из Вашингтона до 27 государств-членов ЕС.

Однако чем жестче Вашингтон давит на Брюссель, тем больше трещин в конструкции Европейского союза.

Достаточно четко в Европе выявились три лагеря. В первый входят Венгрия, Сербия (не член ЕС), ряд других государств. Они дают понять, что для них национальные интересы выше интересов коллективного Запада. Другой лагерь представлен странами Прибалтики и Польшей. Их характеризует русофобский фанатизм. Третий лагерь представлен Германией и Францией. Они пытаются лавировать и потихоньку о чем-то договориться с Москвой. И в Берлине, и в Париже понимают, что если в результате санкционной войны Евросоюз не развалится, то именно им придется платить за ущерб от эффекта бумеранга.

Впрочем, некоторые эксперты предсказывают, что шансов сохранить ЕС нет. Оппортунизм Брюсселя, Берлина и Парижа, прогибающихся под давлением Вашингтона, может закончиться развалом Европейского союза.

Линии раскола наблюдаются и внутри стран-членов. Особенно это видно на примере Германии. Команда канцлера Олафа Шольца делает всё возможное, чтобы реализовать санкционные придумки Вашингтона. А миллионы немцев против санкций протестуют. Протестует и германский бизнес. 10 марта Ассоциация малого и среднего бизнеса Германии выразила опасения, что начавшееся подорожание энергоносителей приведет к массовым банкротствам предприятий. Управляющий директор ассоциации Маркус Джергер (Markus Jerger) заявил: «Федеральная ассоциация малого и среднего бизнеса опасается корпоративных банкротств и потери рабочих мест из-за высоких цен на энергоносители. Цены на энергоносители превратились в экзистенциальный вопрос для многих предпринимателей».

Непропорционально высокая нагрузка санкционной войны, которая ложится на Европу, довольно широко обсуждается в СМИ. Однако большинство авторов квалифицируют это как издержки, неизбежные в любых войнах. Дескать, война есть война, не время рядиться-судиться.

А вот некоторые эксперты подозревают, что Россия – не единственная мишень американской санкционной войны. Судя по тем потерям, которые несет Европа, она для Вашингтона оказывается не союзником, а мишенью. Приведём мнение Якова Кедми, которое он высказал 30 марта: «Мне интересно смотреть на то, что сейчас происходит в Европе. Вспомните, как изначально назывался Европейский союз? Правильно, Европейское объединение угля и стали. А где сейчас уголь и сталь? Европейцы сами выбивают из-под себя то, на чем был основан этот союз. Теперь Европа рискует остаться и без угля, и без стали. Кто этому аплодирует? Соединенные Штаты. Нет более эффективного способа ослабить и поставить на колени европейскую промышленность, чем санкции против России. А европейцы подчинились. От этого американская промышленность только выиграет…Американцы выигрывают дважды: они будут продавать свои энергоносители Европе втридорога, тем самым делая ее промышленность нерентабельной, и параллельно будут развивать свою промышленность. Всё очень просто».

Этот безусловно свежий взгляд на санкционную войну можно выразить и так: США, развязав войну, хотят убить двух зайцев. Не только Россию, но и Европу. Причем шансов убить второго зайца у Вашингтона гораздо больше.

А вот взгляд на происходящее известного американского экономиста Майкла Хадсона (Michael Hudson). По его мнению, те, кто планировал санкционную войну в Вашингтоне, совсем не дураки. Они трезво рассудили, что санкциями Москву не свалишь. А вот Европу «опустить» легко. «Опустить», избавиться от конкурента в Старом Свете и занять его место. Майкл Хадсон говорит о военных действиях на Украине: «Это война за то, чтобы запереть наших союзников, чтобы они не могли торговать с Россией. Они не могут покупать российскую нефть. Они должны зависеть от американской нефти, за которую им придется платить в три-четыре раза больше. Им придётся зависеть от американского сжиженного природного газа в качестве удобрений. Если они не будут покупать американский газ на удобрения, а мы не позволим им покупать у России, они не смогут вносить удобрения на землю и без удобрений урожайность упадет примерно на 50%...»

А главным конкурентом Америки, по мнению Хадсона, является Германия. Если «опустить» Германию, остальная Европа рухнет сама. Хадсон заключает: «Американская война на Украине – это на самом деле война против Германии… Германия и Европа – враги. Американская война на Украине – это на самом деле война против Германии, и Соединенные Штаты ясно дали это понять».

Фото: А. Бербок, REUTERS/POOL New