В ходе специальной военной операции (СВО) Вооружённых сил Российской Федерации на Украине обнажается бесчеловечная суть международных защитников нацистского режима в Киеве.
На счету у ВСУ и украинских нацбатов – обширный список преступлений против человечности. Когда первая военная часть СВО будет завершена, цели операции, объявленные президентом В. Путиным (демилитаризация и денацификация Украины), не исчезнут из повестки дня. В международно-правовом плане главным итогом операции должно стать осуждение нового нацизма и его преступлений.
Заложенная после Второй мировой войны международно-правовая система, точку отсчёта которой дал Нюрнбергский трибунал против военных преступников, деградировала. Она подконтрольна Западу и плохо справляется с предназначенной ей ролью. Международная юстиция в виде МТБЮ, МУС, ЕСПЧ была соучастницей начавшегося после ликвидации СССР разрушения послевоенной архитектуры Европы. Так было, например, в ходе войны на территории Югославии, когда международные органы обрушивали всю тяжесть своих ударов против одного народа этой страны – сербов.
Выступая с критикой деятельности МТБЮ (Международного трибунала по бывшей Югославии) на заседании Совета Безопасности ООН 6 декабря 2012 года, тогдашний постоянный представитель Российской Федерации при ООН Виталий Чуркин заявил, что оправдательные приговоры МТБЮ «дискредитируют идею международного уголовного правосудия», что международный трибунал «не демонстрирует ни справедливости, ни эффективности». Чуркин подчеркнул: вопрос о том, кто виноват в сотнях убитых и изгнании четверти миллиона сербов с мест их проживания, остаётся открытым.
Не раз возникали у России коллизии и с ЕСПЧ (Европейским судом по правам человека). 15 декабря 2015 года президент РФ В. Путин подписал закон, позволяющий Конституционному суду Российской Федерации полностью или частично игнорировать решения ЕСПЧ, когда эти решения входят в противоречия с Конституцией России. По состоянию на 2017 год Конституционный суд РФ разрешил властям России не исполнять решения ЕСПЧ по делам акционеров ЮКОСа, по делу «Анчугов и Гладков против России».
Сложно ожидать, что эти суды адекватно отреагируют на российские обвинения в адрес украинских нацистов и проведут беспристрастное разбирательство их преступлений. Делать ставку на это было бы большим просчётом.
В международных отношениях образовалась потребность в создании нового, подлинно независимого и объективного международного суда по делам о преступлениях против человечности. На слушаниях, проводимых таким судом, должны расследоваться и закулисные механизмы военных конфликтов, включая роли их инициаторов и исполнителей. Настала пора квалифицировать фальсификации преступлений (последний пример – события в Буче в начале апреля 2022 года) как тяжкие преступные деяния, подлежащие наказанию.
России следовало бы, не дожидаясь, когда на нее спустят всех собак, инициировать создание нового авторитетного международного органа по разбирательству преступлений против человечности. Есть немало стран, становившихся на рубеже ХХ-ХХI веков объектами агрессии США и НАТО. Заинтересованными сторонами в этом вопросе стали бы и Вьетнам, и Камбоджа, подвергшиеся американской агрессии ещё раньше.
Время для решительных действий настало. Пропустить время действий, отказаться от выдвижения назревших международных инициатив означало бы в мировой схватке Добра и Зла сдать свои позиции Злу.
Фото: разрушенный Мариуполь, автор - Денис Григорюк