После того как Эрдогану удалось всучить свои БПЛА Киргизии, Туркменистану и Казахстану и якобы договориться о продаже беспилотников Таджикистану, было логично предположить, что он не оставит в покое и узбеков.
22 мая технический директор компании Baykar Savunma Сельчук Байрактар сообщил, что проводимый им аэрокосмический и технологический фестиваль «Технофест», где в первую очередь турки рекламируют свои БПЛА, пройдет на Украине и в Узбекистане.
И вот Сельчук Байрактар уже в Бухаре. Визит оружейника был прикрыт его участием в 4-м Форуме молодых лидеров Организации тюркских государств, для чего он взял с собой детей и жену Сумейе Эрдоган Байрактар, дочь президента Турции.
Как сообщил сам Сельчук Байрактар, он встречался с молодежью тюркского мира в Узбекистане, где говорили о Национальном технологическом движении (Milli Teknoloji Hamlesi).
Сельчук Байрактар в Бухаре
Визит носил не только культурный характер, но и военно-политический. Напомним, что 30 марта сего года во время визита Эрдогана в Узбекистан он и президент Мирзиёев подписали некое «расширенное рамочное военное соглашение», детали которого не разглашаются.
Затем, в конце апреля Анкару посетил генсек Совбеза Узбекистана Виктор Махмудов, который встретился с главой МВД Турции Сулейманом Сойлу и генсеком Совета национальной безопасности Турции Сейфуллой Хаджимюфтюоглу, где обсуждались вопросы безопасности.
Теперь в Бухару «запустили» зятя Эрдогана, который, как известно, находится в дружеских отношениях с зятем президента Шавката Мирзиёева Отабеком Умаровым, а тот трудится на посту замглавы Государственной службы безопасности президента Республики Узбекистан. Согласитесь, удобный формат для убедительных уговоров о поставках турецких беспилотников.
Друзья-зятья президентов Турции и Узбекистана
Отметим, что перспектива турецких закупок заставит Мирзиёева «сесть на шпагат». Во-первых, Ташкент уже заключил соглашение с американской компанией AeroVironment о поставках Узбекистану беспилотников Puma 3 AE в рамках программы военных продаж США за рубежом (FMS) на сумму 8,54 млн долларов. Американцы обещают передать узбекам порядка 40 БПЛА до конца ноября 2022 года. Ташкент ранее купил у компании 4 беспилотника RQ-11 Ravenmini и намерен продолжать закупки.
Разумеется, небольшие (размах крыла – 2,8 м, максимальный взлётный вес – 6,8 кг) разведывательные Puma 3 AE – не хвалёные ударные «Байрактары», но деньги на их покупку уже заложены.
Во-вторых, Мирзиёев, объявивший «технологическую революцию» в республике, анонсировал в январе запуск производства собственных дронов Lochin (Сокол), первых в Центральной Азии. Узбекский БПЛА уступает по ряду показателей турецким образцам, но он тоже может использоваться как ударный дрон, и главное – это национальный бренд, давить который брендами партнёров узбеки не будут. Однако десяток «Байрактаров», скорее всего, купят.
Соб. корр. ФСК