7 июня Министерство обороны РФ сообщило о взятии города Святогорска. Было опубликовано видео – как выглядит Свято-Успенская лавра после освобождения. Разрушений почти нет. Что не скажешь о скитах. Практически уничтожен Георгиевский скит, расположенный в селе Долина. Он был построен по образцу Покровской церкви на Нерли. Разрушен храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» Богородичного женского скита, расположенного в одноименном населённом пункте. А самым известным стало сожжение украинскими боевиками деревянного скита Всех святых. На его территории было два храма: малый – в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и 17-главый – в честь Всех святых, а также кельи, трапезная, хозяйственные постройки, кладбище. Это было место сугубой молитвы, богомольцы могли посетить скит лишь два раза в году, в дни Престольных праздников: первое и второе воскресенье после Пятидесятницы. Это знаковое преступление украинская пропаганда по устоявшейся привычке попыталась переложить на российскую сторону. Якобы скит сгорел в результате обстрела его российскими войсками.
Горит Всехсвятский скит Святогорской лавры
Однако есть свидетели преступления. Это местные жители, которые видели, как вэсэушники с помощью миномётов подожгли деревянные здания храмов. И запрещали сбежавшимся селянам и насельникам тушить пожар…
В результате боёв за Святогорск убиты: благочинный архимандрит Галактион (Вуйченко), монах Аристоклий (Хвощина); монахиня Варвара (Кисель). Тяжёлые ранения получили: иеромонах Иоасаф (Кочубей), иеромонах Амфилохий (Беседин), монах Спиридон (Янковенко), инокиня Иоанна (Мельник), иеродиакон Алипий (Бондарь), который 3 июня в больнице отошёл ко Господу.
Показательна реакция ресурсов УПЦ. Они сообщили о разрушении Всехсвятского и других скитов, но не написали, кто их разрушил. Такая практика сохраняется с 2014 года. Есть сообщения о разрушениях храмов и монастырей и ни слова о том, что это дело рук ВСУ. Зато тиражируются новости о помощи, собираемой в приходах для ВСУ. И заявления иерархов о справедливой и несправедливой войне… Получается, эти люди поддерживают тех, кто разрушает их храмы и убивает братьев и сестёр во Христе…
УПЦ не сообщает не только о виновных, но и о причине разрушений и жертв. Святыня Донецкой земли – Святогорская лавра – стоит на правом, высоком берегу Северского Донца. Для военных это выигрышная позиция. И ВСУ превратили лавру в укрепрайон, установив вокруг неё артиллерийские батареи. Знаменитый монастырь оказался в эпицентре боевых действий. Известна тактика: отступая, украинские военные оставляют после себя руины. С особым цинизмом уничтожаются православные храмы и монастыри. Это – месть за поражение.
Показательна судьба Успенского Николо-Васильевского монастыря села Никольское Волновахского района. Эта уникальная обитель связана с подвижническим служением старца схиархимандрита Зосимы (Сокура). В 1986 году он приехал в Покровское и стал служить в полуразрушенном Свято-Васильевском храме. Постепенно храм привели в надлежащее состояние, возле него были построены братский корпус и Дом милосердия. В 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, а в 2002 году зарегистрировали Свято-Васильевский мужской монастырь. Так исполнилось местное предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. По данным Донецкой епархии УПЦ, число братии насчитывает 60 насельников и 110 насельниц.
В начале марта во время очередного брифинга официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков сообщил об освобождении территории монастыря. Стали известны подробности. Монастырь был захвачен неонацистами из «Айдара», которые удерживали в заложниках насельников и жителей села, укрывавшихся в обители. Штурм монастыря грозил обернуться жертвами и разрушениями. Однако российские военные смогли освободить заложников, не повредив здания монастыря.
Практически на следующий день появились сообщения об обстреле Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря. Сгорел дом его основателя схиархимандрита Зосимы (Сокура), в монастырских зданиях выбиты окна. Милостью Божией никто из насельников не пострадал. «Несколько снарядов попали на территорию обители: один встрял в землю буквально на пороге Свято-Иверского храма, другой повредил крышу и помещение одного из монастырских корпусов, где расположена пекарня, хлебом которой питаются в том числе престарелые люди, проживающие в местной богадельне. Чудом Божиим и молитвами Божией Матери серьёзных разрушений и человеческих жертв удалось избежать – снаряды не разорвались», – сообщила пресс-служба Донецкой епархии.
Николо-Васильевский монастырь ВС РФ освободили без повреждений…
28 марта пришли сообщения о новых обстрелах Николо-Васильевского монастыря. Был ранен отец-настоятель епископ Волновахский Амвросий. 21 мая разрывом мины был убит инок Герман.
Украинские пропагандисты тиражируют ложь о том, что это российские войска обстреливали монастырь под Волновахой. Официальные ресурсы УПЦ сообщают о трагедии, не упоминая виновных, т. е. ВСУ.
Украинская военщина, обстреливая Волноваху, не забывала наносить удары и по территории Николо-Васильевского монастыря. Представители ВСУ признались в обстрелах православных храмов: якобы в них расположены некие огневые точки ВС РФ. Наглая ложь, причём не новая. Эту ложь украинская пропаганда распространяет с 2014 года.
Освобождённый российскими военными без жертв и разрушений Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь села Никольское Волновахского района подвергся целенаправленной попытке разрушения со стороны ВСУ. Такова их тактика – разрушение не только городской инфраструктуры в новых государствах Донбасса, но и храмовых сооружений.
«Когда 27 лет назад мы с братией пришли в эту обитель, она была ещё больше разорена. Но молитвами любящих это святое место, посильными пожертвованиями, трудами эта обитель из руин стала красавицей Лаврой. Руины мы поправим. Главное, чтобы в душах наших не было руины, чтобы там мы оставались созидающими дом Божий в сердце своём и в разуме» – это слова отца-наместника Святогорской лавры, митрополита Арсения, произнесённые после одного из обстрелов монастыря. Согласимся с ним.