Перейти к основному содержанию
О валютном курсе рубля

О валютном курсе рубля

А рекомендация самого общего характера сводится к следующему: почаще обращаться к собственному опыту. В нем могут быть интересные подсказки. Например, по вопросу о том, как определять валютный курс рубля.

Стабильность, даже фиксированность валютного курса денежной единицы – ключевое условие развития экономики

https://t.me/fsk_today

Валютный курс рубля – одна из постоянных и, к сожалению, часто главных тем новостных лент. Рубль по отношению к доллару США укрепился – волнительное событие. Рубль по отношению доллару упал – опять неспокойно.

Эти колебания – крайне негативное явление нашей жизни. Их следствием  являются неустойчивость и слабая управляемость нашей экономики. Особенно учитывая, что она зависима от товарного экспорта и импорта, а контрактные цены и платежи – в долларах, евро, иенах, британских фунтах и т. д.

Валютная волатильность рубля затрудняет или делает невозможным планирование капитальных вложений, федерального бюджета. России жизненно необходимо восстанавливать свой национальный суверенитет. Президент Путин в своем выступлении на ПМЭФ 17 июня заявил: «Суверенитет в XXI веке не может быть частичным, фрагментарным, все его элементы одинаково важны. Они усиливают, дополняют друг друга. Поэтому нам важно не только отстаивать свой политический суверенитет, национальную идентичность, но и укреплять всё то, что определяет экономическую самостоятельность страны, финансовую, кадровую, технологическую самостоятельность и независимость».

Стабильность или даже фиксированность валютного курса национальной денежной единицы – ключевое условие развития экономики любой страны. Недаром в 1944 году на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе ее участники сразу же договорились, что краеугольным камнем послевоенной валютно-финансовой системы станет стабильный курс валют стран-членов МВФ. Без этого нельзя было начать восстановление мировой экономики, разрушенной Второй мировой войной.

Механизм обеспечения стабильных валютных курсов достаточно чётко работал на протяжении первых двух десятков лет. Затем он стал расшатываться. В 80-е годы в Международном валютном фонде стала складываться политика этого института в отношении тех стран, которые не относятся к Западу (развивающихся стран и так называемых стран с переходной экономикой). Основные принципы этой политики получили название Вашингтонского консенсуса. МВФ странам, не входящим в состав «золотого миллиарда», навязывал полную открытость их экономик и режим плавающего валютного курса национальных денежных единиц. Эта политика преследует цель ослабления экономик стран периферийного капитализма, превращение их в объекты неоколониализма. После развала СССР правила Вашингтонского консенсуса, в том числе валютная либерализация, стали навязываться и России.

Примечательно, что в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 75 записано: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля основная функция Центрального банка Российской Федерации…» Обратим внимание на слова «обеспечение устойчивости рубля».   Устойчивость рубля имеет два аспекта: 1) стабильность покупательной способности рубля на внутреннем рынке (нарушение этой стабильности выражается в инфляции или дефляции); 2) стабильность курса рубля по отношению к другим валютам. Банк России обязан обеспечивать устойчивость рубля в обоих указанных аспектах.

В 2013-2014 гг. Банк России стал делать заявления о том, что он постепенно отказывается от поддержания валютного курса рубля. Мол, главной задачей ЦБ является «таргетирование инфляции». В российском законодательстве нет термина «таргетирование инфляции», это из лексикона Вашингтонского консенсуса. Если вдуматься, данный термин означает, что Центробанк отказывается от поддержания стабильности рубля на внутреннем рынке. Допускается наличие инфляции в рамках целевых значений. Но ведь Конституция говорит о том, что инфляции вообще не должно быть! Инфляцию нельзя даже «таргетировать», потому что на внутреннем рынке России очень высокая доля импортных товаров. Их рублевые цены зависят от валютного курса рубля. А если валютный курс национальной денежной единицы скачет, скачут и рублевые цены на российском товарном рынке. Интересно, как Банк России собирается «таргетировать инфляцию» при плавающем валютном курсе? Одним словом, мы видим очевидные нелепости. 

Нетрудно было предсказать, чем закончится эксперимент по «таргетированию инфляции» – резким почти двукратным обвалом валютного курса рубля в декабре 2014 года. Декабрьский валютный кризис нанес тяжелейший удар по экономике России. Эксперты оценивали, что ущерб от обвала рубля намного превысил потери от всех антироссийских экономических санкций, которые с марта 2014 года вводили США и их союзники.

Однако уроки не были извлечены. Курс ЦБ на «таргетирование инфляции» был продолжен. Валютный курс рубля по-прежнему оставался колеблющимся. Правда, в наиболее критические моменты Банк России все-таки проводил валютные интервенции, не допуская очень уж резкого падения курса российского рубля. Однако при высокой валютной волатильности рубля сколь-нибудь эффективно удерживать инфляцию в целевом диапазоне Банк России не мог

Начавшаяся 24 февраля санкционная война коллективного Запада против России дали надежду на то, что хотя бы в условиях военного времени Центробанк начнет исполнять Конституцию РФ в части, касающейся стабильности российского рубля. Дополнительную надежду дали президентские указы от 28 февраля и 1 марта, которые устанавливали жесткие валютные ограничения и запреты как для резидентов, так и нерезидентов. Уже со второй половины марта мы заметили положительный эффект этих указов. Падение курса рубля (а он падал до отметки 120 рублей за доллар США и даже ниже) прекратилось. Сначала он вышел на тот уровень, который был до 24 февраля, а потом продолжил свое укрепление. В последние недели он устойчиво находился в диапазоне 60-55 рублей за доллар. А сейчас приближается к планке 54 рубля.

Банк России и Минфин заявляют, что, мол, такой сильный курс рубля России не нужен. И под этим предлогом добиваются ослабления тех валютных ограничений и запретов, которые были установлены первыми президентскими указами. В частности, российские экспортеры вновь получили право не возвращать валютную выручку в Россию, а оставлять их на счетах зарубежных банков. Резко увеличены предельные нормы вывода валюты физическими лицами, понижение нормы обязательной продажи валютной выручки от экспорта на рубли и др.

Мы опять можем вернуться на исходные позиции – к полной либерализацией валютных операций. А это будет означать, что ни о каком серьезном экономическом строительстве в России говорить будет нельзя. К тому же вновь может повториться резкий обвал курса рубля (как это было в декабре 2014 года и в первой половине марта 2022 года).

Сегодня дискуссии о валютном курсе рубля ведутся в основном в такой плоскости: каким должен быть оптимальный курс?  Первый вице-премьер Андрей Белоусов называет оптимальным курс в 70-80 рублей за доллар США.  В России есть много групп интересов, и у каждой свое понимание «оптимальности». Через своих лоббистов эти группы интересов занимаются постоянным перетягиванием каната. Валютная волатильность рубля определяется в том числе этой постоянной борьбой групп интересов внутри страны. Чтобы можно было говорить об оптимальной курсе рубля, необходимо иметь стратегию экономического развития России (https://www.fondsk.ru/news/2022/06/17/bez-strategii-ekonomicheskogo-razvitija-my-vojnu-s-kollektivnym-zapadom-ne-vyigraem-56458.html). А на сегодняшний день нет ни стратегии, ни целей.

К написанию данной статьи меня подвигло выступление 20 июня на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам   заместителя председателя Центробанка Алексея Заботкина. Чиновник Банка России заявил, что таргетирование курса валюты несет риски для российской экономики и суверенности проводимой Россией экономической политики: «Любые идеи, связанные с таргетированием курса, неизбежно, в случае их реализации, приведут к снижению эффективности и потери суверенитета проводимой экономической политики».

Мне постоянно приходится слышать ноты лукавства в выступлениях многих наших чиновников, но это заявление А. Заботкина побивает все рекорды. Он смело и уверенно называет белое черным, а черное белым. Чиновник Центробанка в Государственной Думе продвигает идею черного цвета – пустить валютный курс рубля в свободное плавание. Корабль российской экономики при свободном валютном курсе рубля неизбежно перевернется и пойдет ко дну. Либо под ударами санкций коллективного Запада, либо в результате надвигающегося шторма – мирового экономического кризиса.

Стабилизация валютного курса рубля – задача непростая. Но и не сверхсложная. Это тема отдельного разговора. Отмечу лишь принципиальные моменты.

Во-первых, для этого Центробанку не надо проводить валютные интервенции (как предусмотрено Вашингтонским консенсусом) и «жечь валюту» из международных резервов (как это утверждают сторонники валютной либерализации с Неглинки).

Во-вторых, альтернативой валютным интервенциям должны стать жесткие ограничения и запреты на трансграничные операции с капиталом и валютой (то, что и было предусмотрено президентскими указами от 28 февраля и 1 марта, а затем стало размываться лоббистами из Центробанка и Минфина).

В-третьих, дополнительной гарантией стабильности валютного курса рубля должен стать уравновешенный торговый баланс, т. е. равенство экспорта и импорта (на протяжении трех десятков лет хронически имело место сильное превышение экспорта над импортом; такой дисбаланс еще лишь после начала санкционной войны).

А рекомендация самого общего характера сводится к следующему: почаще обращаться к собственному опыту. В нем могут быть интересные подсказки. Например, по вопросу о том, как определять валютный курс рубля. До 1937 года курс советского рубля привязывался к французскому франку (Франция частично восстановила золотой стандарт в 20-е годы ХХ века, и франк был одной из самых стабильных западных валют). Потом привязка рубля сменилась на доллар США. Наконец, после начала холодной войны И.В. Сталин предложил отказаться от ориентации на американскую валюту и привязать советский рубль к золоту. 28 февраля 1950 года появляется соответствующее постановление правительства. Оно предусматривает прекращение расчета рублевого курса по долларовым и иным зарубежным валютным котировкам и взятие за основу только предписанное золотое обеспечение советского рубля. Был установлен золотой паритет советского рубля – 0,222168 граммов желтого металла.

Сегодня мы видим, что доллар США, евро и другие резервные валюты (за исключением китайского юаня) уже становятся «токсичными» (после заморозки российских валютных резервов на сумму свыше 300 млрд. долл.). Мне кажется, в нынешних условиях и опасно, и неприлично привязывать российский рубль к этим «токсичным валютам». А Центробанк продолжает привязывать. Видимо, в силу своей ментальной привязанности к Западу. А почему бы не ввести золотой паритет российского рубля?

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

Оцените статью
0.0