Литовский транзит и блокада Баренцбурга

Литовский транзит и блокада Баренцбурга

Когда компромиссы не работают

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

По словам  пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, «Москва настроена решительно по отношению к ситуации с ограничением транзита через Калининградскую область, однако не торопится с решениями».

Решительность настроя означает, что в Кремле  видят картину в целом, а не только отдельные вагоны, везущие продукты из Калининграда. Литва в данном случае – обычная пешка, которую передвигают по шахматной доске другие  руки. У этих рук есть недобрая голова, которой наплевать на литовский транзит как таковой, ибо для неё это лишь инструмент в большой геополитической схватке с Россией.

Нынешняя блокада транзита  через Литву – только первый ход в начатой новой партии. Сейчас опытные игроки с той стороны делают паузу и наблюдают за реакцией Москвы. Уже поэтому характер российской реакции является ключевым фактором для дальнейшего развития событий. И если эта реакция западных кукловодов Литвы устроит, они обязательно продолжат в том же духе, вводя в игру все более «тяжелые фигуры». А почему бы и нет, если противник проявляет склонность уходить от обострения и искать «запасные варианты»?

Именно отсюда вытекает решительность Москвы.  Здесь тот самый случай, когда «положи им палец в рот – они и руку откусят».

Первые признаки запланированного расширения западной спецоперации налицо.  Практически одновременно с Литвой Норвегия объявила о прекращении пропуска российского автотранспорта с продуктами питания и другими грузами, предназначенными для снабжения поселка Баренцбург. Это единственный  российский населенный пункт на заполярном архипелаге Шпицберген, где проживает около трехсот человек. 

В этом с виду малозначительном выпаде по адресу России заключен потенциал большой разрушительной силы. Речь идет о российском присутствии на Шпицбергене, которому транспортной блокадой  пытаются положить конец.

Напомним. Архипелаг Шпицберген, согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года, был передан в состав Норвегии. До этого он был международной приполярной территорией, на которую имели свободный доступ все желающие. Исторически эти северные земли были российскими. Они и были открыты  российскими поморами-мореходами в XVI веке, чему есть множество археологических доказательств.

«Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова считает, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Всего известно более восьмидесяти поморских памятников. Датский король Фредерик II в своём письме от 11 марта 1576 года упоминает о некоем русском кормщике Павле Никитиче (Paulus Nichetz) из Колы, согласном сообщить скандинавам данные об этой земле и провести туда корабли».

Впоследствии Россия осваивала эту территорию, размещала здесь свои промысловые фактории, вела рыболовный промысел. Не случайно Шпицбергенский трактат о передаче её Норвегии был подписан в 1920 году: англосаксонский Запад воспользовался моментом исторического ослабления нашей страны, когда Российская империя прекратила существование, а Советская Россия только-только вставала на ноги.

В итоге Шпицберген у нашей страны украли. Москва вообще не участвовала в подписании этого трактата.

Однако у этого документа (трактата) есть и относительно положительные стороны. Во-первых, западные державы, формально передав Шпицберген Норвегии, не отказались от присвоения его богатств (угля, рыбных ресурсов), для чего объявили архипелаг свободной экономической зоной. А во-вторых, во избежание вооруженных разборок между собой провозгласили его демилитаризованной территорией. На этих условиях к трактату в 1935 году присоединился Советский Союз, а впоследствии и Российская Федерация.    

Теперь оценим, к чему может привести окончательное вытеснение России с заполярного Шпицбергена, начало которому положено прямо сейчас транспортной блокадой российских грузопотоков в Баренцбург.

Если подходить к проблеме с установками бухгалтера (а экономическое значение Баренцбурга и сегодня минимальное), речь может пойти  об установлении полного западного контроля над стратегически важным архипелагом и прилегающими к нему  пространствами арктических морей, перекрывающими подходы к Северному морскому пути с запада.

И кончиться это может тем, что, разорвав Шпицбергенский трактат 1920 года, который ограничивает военную активность на данной территории, западные державы получат натовскую военную базу в опасной близости от российского Заполярья и пунктов базирования стратегического ядерного подводного флота РФ. 

С учётом заявки коллективного Запада на  Арктику  военное присутствие США и НАТО на Шпицбергене станет для них очень ценным приобретением. А для России – ощутимым ударом по её стратегическим интересам в этом районе мира.

Ставки в затеваемой Западом игре вокруг полярного архипелага не меньше, а скорее, больше, чем в ситуации с литовским транзитом. Однако в обоих случаях  любые уступки со стороны России вызовут лишь новые агрессивные выпады нашего западного противника, который расценит это как проявление слабости с нашей стороны и как повод к расширению экспансии.