Владимир Зеленский подписал закон № 6521, которым разрешил командованию ВСУ использовать подразделения теробороны (ТРО) для ведения боевых действий по всей территории Украины, и официально снял ограничения по применению их исключительно в «своих» регионах, по месту жительства мобилизованных.
Власти и раньше отправлял тероборону в зону конфликта, но делали это незаконно. Судя по многочисленным видеообращениям находившихся на передовой бойцов украинской ТРО в соцсетях, по документам они числились глубоко в тылу. Теперь эти ухищрения не нужны. Зеленский росчерком пера приравнял части ТРО к обычным линейным подразделениям, лишив идею теробороны смысла и превратив ее бойцов в смертников.
«Теперь документ подписан и отсидеться не получится. Дело в том, что огромное число украинцев записывались в тербаты именно для того, чтобы их не отправили на фронт, а оставили защищать города. Нетрудно догадаться, что мотивации идти воевать в Донбасс против ВС РФ у них нет совсем. Не говоря уже о нулевой боевой подготовке. Нас ожидает огромное число военнопленных», – констатирует телеграм-канал «Выпускайте Z Кракена».
Концепция территориальной обороны была принята на Украине в 2011 году, но заработала только после государственного переворота 2014 года. Тогда предусмотренный законом статус «батальона теробороны» использовался с целью легального прикрытия государством банд неонацистов вродезапрещённого в России «Айдара»* и охранных структур местных олигархов. Эти подразделения регулярно отличались зверствами в отношении мирного населения и полным отсутствием дисциплины. Большинство из них менее чем через год киевские власти превратили в обычные мотопехотные части ВСУ.
В 2018 году структура территориальной обороны Украины была полностью изменена. ТРО стала отдельным родом войск. В каждом регионе была создана бригада теробороны, а каждом районе – батальон. Всего было сформировано 25 бригад. Главной их задачей было «принятие необходимых мер по обороне территории» соответствующих регионов.
Костяк подразделений обновленной теробороны составили кадровые офицеры ВСУ, но большая часть личного состава была набрана из «запасников» на сборах 2018-2019 годов. Согласно информации из открытых источников, части теробороны создавались как кадрированные; фактически службу в них проходили лишь от трети до половины военнослужащих от предусмотренных штатами военного времени. В начале 2022 года киевский режим создал 7 дополнительных бригад ТРО, доведя их общее количество до 32. Все они в спешном порядке были доукомплектованы до штатов военного времени (около 600 человек в одном батальоне).
Первоначально территориальная оборона стала отдушиной как для «диванных» украинских патриотов, так и для обычных граждан, которые не могли избежать мобилизации, но на фронт идти не хотели. Кроме того, при частях территориальной обороны появились «дружины волонтёров». Их члены стояли на блокпостах, носили форму, позировали на фото с оружием, собирали для батальонов еду с обмундированием и развозили по блокпостам обеды. Официально эти люди военнослужащими не считались, но командиры подразделений «отмазывали» их от военкоматов.
Однако ВСУ, теряющие личный состав, вынуждены были начать неофициально отправлять батальоны ТРО на фронт. Вскоре стало ясно, что это плохая идея. Подготовка бойцов теробороны – практически нулевая. Из тех, кто был мобилизован в 2022-м, многие вообще не умеют обращаться с оружием. Согласно штатному расписанию, в структуре ТРО отсутствуют подразделения, имеющие тяжелое вооружение. На практике многие части вооружены только старыми автоматами. Кроме того, снабжение подразделений теробороны изначально осуществлялось по остаточному принципу, и на фронт они попадали даже без минимально необходимого снаряжения. Все это привело к серии бунтов. Бойцы ТРО отказывались выходить на боевые позиции, распространяли в соцсетях гневные видеообращения, а их родственники в тылу устраивали митинги под военкоматами. Бойцы теробороны заявляли, что идти на верную смерть они не собираются.
Чтобы подавить сопротивление, киевский режим начал массово бросать военнослужащих ТРО в СИЗО по обвинению в дезертирстве. Однако вскоре украинские власти столкнулись с серьезной юридической проблемой. Номинально протестующие правы: по закону отправлять их на фронт в другие регионы было нельзя. В конце концов Верховная рада спешно проголосовала, а Зеленский подписал закон о том, что тероборону можно использовать при ведении боевых действий вдали от дома. Теперь любой теробороновец, отказавшийся отправляться не передовую, будет считаться дезертиром официально.
«Они [бойцы теробороны] должны представлять собой запасные подразделения. <...> Сейчас они окажутся в незнакомом районе, без подготовки, без экипажа. Они представляют собой по большому счету пушечное мясо», – прокомментировал решение Зеленского военный эксперт Виктор Литовкин.
Благодаря этому пушечному мясу киевский режим получил дополнительный резерв численностью как минимум в 130 тыс. человек.
Конечно, когда части теробороны погонят на передовую, они побегут. Предчувствуя это, Зе-команда решила внести в законы изменения, позволяющие расстреливать «дезертиров» на месте. Из-за сильного общественного резонанса закон временно сняли с рассмотрения, но с учетом ситуации на фронте можно не сомневаться, что к нему вернутся.