Узбекские СМИ сообщили, что Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана попросило своих граждан «не следовать призывам, не посещать конфликтные регионы и не участвовать в военных действиях» на Украине.
Ранее это же ведомство уже призывало граждан Узбекистана осторожно относиться к объявлениям о приглашении на работу в Россию за высокую зарплату, подчёркивая, что целью таких воззваний может быть «привлечение людей в зону конфликта между Россией и Украиной».
Узбекское посольство же в Москве оперативно опубликовало следующий пресс-релиз: «Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации предостерегает соотечественников от создания добровольческих батальонов и участия в боевых действиях на территории иностранных государств, за которое установлена уголовная ответственность».
Таким образом, узбекские власти отреагировали на призыв главы региональной общественной организации «Общество Центральной Азии узбеков Пермского края» Джахонгира Джалолова к уроженцам Узбекистана, проживающих в этом регионе России, присоединиться к боевым действиям на Украине.
«Наши дети посещают детские садики, учатся в школах, колледжах, в университетах. Мы живём, работаем в России. Мы не только должны, мы обязаны оправдать тот хлеб, который мы кушаем. Предлагаю сформировать добровольческий батальон и назвать его великим именем „Амир Тимур“. И поддержать специальную военную операцию России по демилитаризации и денацификации Украины»,
– сказал Джалолов.
Кроме того, с начала августа украинские СМИ вбрасывают информацию, что ЧВК Вагнера активно вербует в свои ряды узбеков и таджиков, работающих в России и имеющих опыт боевых действий или службы в армии.
В ДНР помнят имена погибших узбекских добровольцев, защищавших Донбасс от бандеровцев Маруфжона Нисонова из ферганской Кувы, уроженца Самарканда Марата Бугенова, андижанца Шукурулло Дадабоева.
Сегодня в рядах бригад и подразделений ДНР и ЛНР воюют внесенный на «Миротворец» спецназовец Исман Оманов, Бахтияр Фатхутдинов, Андрей Баягин, Олимжон Мамадалиев, Рустам Абдуллаев, Климентий Лим, Шухрат Таниберганов. В полку Паши Дрёмова служил Александр Норкулов.
Хорошо известны опытные разведчик «Спарты» Нурлан Абдурахманов, боец ГРУ Акмал Бахриев и, конечно, Баходир Турматов.
Баходир Турматов
Все они известны не только спецслужбам Украины, но и комитетчикам Узбекистана, хотя на родину они возвращаться пока явно не будут.
Между тем Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана напомнило своим гражданам, что по статье 154 Уголовного кодекса Республики Узбекистан призыв на военную службу, в органы безопасности, полиции, органы военной юстиции или иные аналогичные органы иностранных государств наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.
Кстати, узбеки воюют и по ту сторону линии фронта, их совсем мало, это неколько человек из Крыма, примкнувших к меджлисовским батальонам и уроженец Джизака Шавкат Мухаммад, выбравший для себя запрещённый в России карательный батальон «Айдар»*.
Надо отметить, заявление узбекских властей появилось не случайно. Известно, что Ташкент, как и Нур-Султан, занял по «украинскому вопросу» далеко не пророссийскую и даже не нейтральную позицию.
Ещё в марте, министр иностранных дел Абдулазиз Камилов, выступая на 24-м пленарном заседании сената сказал: «Узбекистан признаёт независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Мы не признаем Луганскую и Донецкую народные республики».
Камилов напомнил: «Согласно внешнеполитической концепции, Узбекистан не принимает участия ни в каких военно-политических блоках, а наши военнослужащие не участвуют в военных конфликтах за рубежом. Это предусмотрено законом, одобренным парламентом».
Свою позицию он объяснил тем, что Узбекистан исторически имеет традиционные всесторонние связи как с Украиной, так и с Россией. «С одной стороны, Россия является основным торговым партнером Узбекистана, у нас с ними стратегическое партнерство и союзнические связи. С другой стороны, мы сотрудничаем с Украиной по многим направлениям, в том числе в торгово-экономической, культурно-образовательной, сельскохозяйственной сферах».
При этом помощь оказывать Абдулазиз Камилов обязался лишь Киеву, игнорируя уничтожаемый Донбасс. Первым траншем было отправлено 28 тонн медицинского оборудования в рамках гуманитарной помощи. В стране появились волонтёрские группы активистов возглавляемые Азизой Умаровой и Акидой Мохировой, которые не только собирали гуманитарку, но и трудились в соцсетях.
8 апреля Узбекистан через Катовице направил вторую партию гуманитарной помощи Украине. На упаковках с гуманитарной помощью надписи на украинском, узбекском и русском языках: «Народу Украины от народа Узбекистана», «Украина, мы с тобой!»
В Закарпатье разгружают узбекскую гуманитарку
И наконец, 6 июня Киев получил от Узбекистана еще 19 тонн медикаментов на сумму более 1 млн долларов. В Донбасс официальный Узбекистан, 3 млн граждан которого находятся на работах в России и еще 60 тысяч обучаются в российских вузах, не прислал ничего. Всё, что приходило из республики, шло по неофициальным каналам, причём больше всего в Донбасс отправили представители узбекской диаспоры России.
Соб. корр. ФСК