Перейти к основному содержанию
Всеславянский комитет в годы Великой Отечественной войны – уроки для нас

Всеславянский комитет в годы Великой Отечественной войны – уроки для нас

Некоторые полезные уроки из борьбы за славянское единство в годы Великой Отечественной могут быть извлечены и сегодня – в интересах специальной военной операции российских вооруженных сил на Украине

Попытки объединённого Запада изолировать Россию, как ни прискорбно, дают свои гнилые плоды

https://t.me/fsk_today

Из 12 славянских государств у России остался лишь один союзник – Белоруссия, еще две страны – Сербия и Босния и Герцеговина занимают в целом нейтральную позицию, остальные девять – Болгария, Польша, Северная Македония, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория и Чехия, исходя из проводимой ими политики, объявлены российским правительством недружественными.

Некоторые из славянских государств особыми симпатиями к исторической России не отличались на протяжении десятилетий, а то и столетий. Хорошо известно, что Болгария, притом что Российская империя неоднократно выступала в её защиту, в обеих мировых войнах находилась в лагере противников России-СССР.

Если продолжать рассуждения в этом направлении, то мы, пожалуй, быстро придем к необходимости разделить позицию Константина Леонтьева, считавшего, что славянские народы Европы никогда не составляли и уже не составят своей цивилизации. Можно сослаться и на Николая Данилевского, который, говоря о народах Балканского полуострова под османским игом, считал, что их освобождение, если оно не будет сопровождаться союзом с Россией, «может привести эти элементы к судьбе несравненно печальнейшей, нежели та, под гнетом которой они теперь томятся и страдают».

А уж слова Достоевского о братьях-славянах звучат, как приговор: «Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными… Начнут они непременно с того, что… объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью; напротив, что от властолюбия России они спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта».

Если изначально разделять такую позицию, то придется признать, что попытки апелляции советского руководства к славянскому братству, предпринятые с началом Великой Отечественной войны, были обречены на провал. Однако не будем торопиться и обратимся к фактам.

В первые же месяцы войны с целью мобилизации различных общественных групп в стране и за рубежом на сопротивление нацистской агрессии стали создаваться новые общественные объединения, среди которых особенно выделялись антифашистские комитеты советских женщин, советской молодежи, советских ученых. В их числе был и Международный Всеславянский комитет, созданный 5 октября 1941 г. на учредительном собрании представителей славянских народов, проживавших в СССР. Его деятельность была рассчитана в большей мере на народы славянских государств, имели общие духовно-культурные корни. Основными целями комитета были: содействие организации борьбы с фашизмом в славянских странах, пропаганда идей общности славян, сходства их исторических судеб, культур, укрепление межславянских связей для активизации борьбы с фашистскими оккупантами.

Такая работа была тем более необходима, что на территории СССР уже начали формироваться добровольческие воинские части из Польши и Чехословакии. Устанавливались постоянные контакты с патриотическими силами Югославии, Болгарии, других государств.

Председателем Всеславянского комитета был избран генерал-лейтенант А.С. Гундоров, начальник Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева. Его заместителями стали польский генерал Мариан Янушайтис, украинский писатель Александр Корнейчук, чешский ученый профессор Зденек Неедлы, сербский профессор Божидар Масларич, болгарский общественный деятель доктор А. Стоянов.

Создание Всеславянского комитета стало возможным в условиях корректировки официальных идеологических формул, пойдя на которую политическое руководство СССР сместило акценты с идеи классовой борьбы на национально-государственное единство в противостоянии агрессору, на единство власти, армии и народа.

Как и другие советские антифашистские комитеты, Всеславянский комитет входил в структуру Советского информационного бюро и вел информационную и пропагандистскую работу в союзных и дружественных СССР странах. Одним из главных направлений внешнеполитической пропаганды был поиск путей взаимодействия с народами Польши, Югославии, Чехословакии, оккупированных Германией, где разворачивалось движение Сопротивления. Важную роль играло и то, что в США, Канаде, латиноамериканских странах проживало много выходцев из Польши, России, Украины, Белоруссии, Югославии, Чехословакии. Например, славянская диаспора в США насчитывала 15 млн человек. В оборонных отраслях американской промышленности были заняты миллионы славян, от труда которых во многом зависел военный потенциал союзника СССР по антигитлеровской коалиции.

В течение войны в Москве были организованы три Всеславянских митинга (август 1941 г., апрель 1942 г., май 1943 г.), а также митинг славян-воинов (февраль 1944 г.). На них настойчиво проводилась мысль о родственной близости славянских народов в прошлом и настоящем и объединении их усилий вместе с СССР в борьбе против германского фашизма – «злейшего врага славянства и всего человечества». Движение славянской солидарности провозглашалось открытым для всех патриотически настроенных лиц, независимо от социальной принадлежности, философских и политических взглядов, религиозных убеждений.

Со второй половины 1942 г. начался выпуск журнала «Славяне», выполнявший широкие задачи антифашистской пропаганды. Задачам сплочения славянских народов для борьбы против гитлеровской Германии и ее вассалов подчинялась и значительная часть программ Московского радио. Пропагандистский напор всё время возрастал. Материалы тиражировались и всеми доступными путями отправлялись в славянские страны и страны с большой славянской диаспорой. Если за 1942 г. было послано за границу 1645 статей, то за восемь месяцев 1945 г. – 3494 статьи. В 1942–1944 гг. состоялось 3232 радиопередачи.

Всеславянский комитет расширял связи с партизанским движением на оккупированной территории СССР и в славянских странах. Широкий интерес у славянских организаций за рубежом вызвало формирование в СССР польских и чехословацких воинских частей. Отчет об упомянутом выше митинге воинов-славян, состоявшемся 23 февраля 1944 г., был опубликован не только в советской печати, но и в газетах США, Великобритании, Канады, других стран. Полная стенограмма митинга вышла на всех славянских языках.

Подытоживая деятельность Всеславянского комитета, можно определенно сказать, что он сыграл свою роль в процессе подъема славянских народов на борьбу с фашистской агрессией. Фактор этнического единства оказывал свое воздействие на подъем движения Сопротивления в Югославии, Польше, Чехословакии, при освобождении Красной армией Юго-Восточной Европы.

Сегодняшняя ситуация коренным образом отличается от условий, в которых в годы Великой Отечественной войны пришлось действовать Всеславянскому комитету. Если тогда германский нацизм воспринимался всеми славянскими народами как злейший и опаснейший враг, то сегодня практически все страны Центральной и Восточной Европы со славянским населением, объединенные в Евросоюз и НАТО, не только не видят в укронацизме опасности, но и выражают полную солидарность с неонацистским киевским режимом.

Тем не менее некоторые полезные уроки из борьбы за славянское единство в годы Великой Отечественной могут быть извлечены и сегодня – в интересах специальной военной операции российских вооруженных сил на Украине:

– этническое братство славян – это реально существующее явление, отражается в добровольческом участии представителей славянских стран в защите народа Донбасса. Апелляция к такому братству должна стать фактором мобилизации здоровых славянских сил на борьбу с неонацизмом;

– общественное движение славянских народов нуждается в активизации средствами «народной дипломатии». Здоровые силы в странах ЦВЕ нуждаются в поддержке со стороны государственных органов и общественных структур России. Для примера назовем только одну такую организацию – действующее в Польше «Польско-российское братство» во главе с Петром Боло-Радке, которое всемерно борется с русофобией в своей стране, заботится о сохранности памятников Красной армии-освободительнице;

– следует всемерно расширять информационно-пропагандистские усилия, ориентированные на славянские страны. Оголтелая русофобия и поддержка укронацизма частью населения этих стран имеют место вследствие искусственно ограниченного доступа людей к правдивой информации о России, о миссии российской армии, выполняемой в ходе СВО на Украине.

Оцените статью
0.0