Перейти к основному содержанию
Из опыта перестройки военной промышленности в России

Из опыта перестройки военной промышленности в России

Опыт реформы военной промышленности Российской империи в ходе Первой мировой войны имеет определённое значение и сегодня.

Министр А.А. Поливанов и генерал Н.С. Батюшин

https://t.me/fsk_today

Опыт реформы военной промышленности Российской империи в ходе Первой мировой войны имеет определённое значение и сегодня.

После поражения в русско-японской войне в России была принята программа перевооружения армии, которую предполагалось завершить в 1917 году. Основную часть военного снаряжения производили казенные (государственные) предприятия, но армия имела достаточный запас вооружения лишь для ведения непродолжительной войны.

По расчетам российского Генерального штаба, вся война должна была продлиться не более шести месяцев. И если Германия считалась серьёзным противником, то опасность со стороны Австро-Венгрии почти не принималась в расчет.

Будущая война мыслилась как маневренная. Того, что она может перейти в позиционную фазу, никто из российских стратегов не допускал. Исходя из этого, заготавливался и запас боеприпасов – в среднем по тысяче снарядов на орудие. При этом штабисты полагали, что и половины указанного количества будет достаточно.

Однако военный потенциал центральных держав был недооценён российскими военными аналитиками, и война пошла по иному сценарию. Потребности армии уже в самом начале войны намного превысили возможности российской военной промышленности.

Российская империя была вынуждена вести продолжительную войну в чрезвычайных условиях военной блокады. Балтийский путь подвоза ресурсов отпал сразу после объявления войны, а со вступлением в войну Турции и закрытием Черноморских проливов «Россия уподобилась заколоченному дому, в который можно было проникнуть только через дымовую трубу, – писал в своих мемуарах участник Первой мировой генерал-лейтенант Николай Головин. – С осени 1914 г. наш вывоз падает сразу на 98 %, а ввоз на 95 %».

Главной проблемой почти с самого начала войны стало обеспечение армии снарядами. Остро не хватало, помимо прочего, взрывчатых веществ и взрывателей. К началу 1915 года закончились мобилизационные запасы снарядов и винтовок, на фронт прибывали невооруженные новобранцы. Когда началось немецкое наступление, в июле 1915 года в сражении на реке Нарев тысячи солдат не имели винтовок, а для артиллерии была установлена норма в 5 выстрелов на орудие в сутки. Немецкие же орудия были обеспечены 600-1000 выстрелами. В день немецкого наступления артиллерийская подготовка продолжалась пять часов, и за это время обороняющиеся потеряли 30% боевого состава. Военный министр Алексей Поливанов говорил на заседании Совета министров 16 июля: «…пользуясь огромным преобладанием артиллерии, немцы заставляют нас отступать одним артиллерийским огнем. В то время как они стреляют из орудий чуть ли не по одиночкам, наши батареи вынуждены молчать даже во время серьезных столкновений. Благодаря этому… неприятель почти не несет потерь, тогда как у нас люди гибнут тысячами…»

Алексей Поливанов

Алексей Поливанов

С первых дней войны обнаружилась острая нехватка артиллерийских орудий. Увеличить их производство в короткий срок возможности не было. Казённый Петроградский орудийный завод представлял собой всего лишь крупную мастерскую. Частный Обуховский завод занимался производством артиллерии крупных калибров и смог начать выпуск лёгких орудий лишь в 1915 году. Пермский пушечный завод даже к середине войны не смог закончить техническое перевооружение. Частный Царицынский завод начал давать продукцию лишь в 1916 году. В итоге основная тяжесть по производству артиллерийских орудий легла на частный Путиловский завод, который долгое время саботировал военные заказы. Недостаток вооружений, в первую очередь снарядный голод, привел к поражениям 1915 года и к падению авторитета власти.

Работа созданной 1 января 1915 года Особой распорядительной комиссии по артиллерийской части под председательством великого князя Сергея Михайловича закончилась провалом. Наделённая лишь распределительными и посредническими функциями, вынужденная работать в рамках законодательства мирного времени комиссия смогла лишь незначительно улучшить ситуацию с выдачей оборонных заказов и распределением сырья и топлива. А задача увеличения промышленных мощностей перед комиссией даже не ставилась.

Семён Ванков

Семён Ванков

Более успешной оказалась работа уполномоченного Главного артиллерийского управления (ГАУ) Генштаба генерал-майора Семёна Ванкова по производству снарядов; Ванков обладал недюжинными организаторскими способностями и был наделён огромной административной властью. При содействии Московского общества заводчиков и фабрикантов он в феврале 1915 года созвал в Москве совещание представителей металлообрабатывающих заводов Московского региона, на котором присутствовали представители 17 заводов. Были достигнуты договорённости между военными и заводчиками об ускорении выполнения военных заказов.

Однако деятельность Ванкова была слабо связана с работой органов, занимавшихся мобилизацией, что приводило к ненужной и вредной конкуренции между ведомствами. Поэтому уже к середине марта 1915 года ГАУ начало секвестр, то есть национализацию ряда оборонных заводов.

Долгое время процесс шёл ни шатко ни валко. Империя раскачивалась медленно, и только поражение в летней кампании 1915 года, проигранной из-за острого дефицита оружия и боеприпасов, заставило власть действовать.

В августе 1915 года было создано Особое совещание по обороне, которое несло полную ответственность за перевод российской экономики на военные рельсы. «Высочайшим утверждением положения об Особом Совещании для объединения мероприятий по обеспечению действующей армии предметами боевого и материального снабжения… председателю Особого Совещания предоставлено помимо права требования от всех правительственных учреждений и должностных лиц содействия к выполнению возложенных на Особое Совещание задач, требовать от частных предприятий преимущественного исполнения заказов, в подлежащих случаях налагать секвестр на эти предприятия и назначать реквизиции оборудования и запасов промышленных предприятий, проверять через уполномоченных лиц торговые книги их, разрешать заготовление всеми способами и на всякую сумму и проч.», – писала газета «Русский инвалид».

Помимо чиновников и генералитета в Особое совещание входили общественные деятели и промышленники. Председатель Особого совещания по обороне, военный министр Алексей Поливанов был наделен почти диктаторскими полномочиями в сфере организации военной экономики. Стали создаваться региональные филиалы Особого совещания – по одному на несколько губерний.

Однако даже диктаторских полномочий военного министра Поливанова оказалось недостаточно. В конце мая 1916 года император, выслушав доклад начальника штаба Верховного главнокомандующего генерала Михаила Алексеева, дал разрешение на создание Чрезвычайной комиссии по борьбе со шпионажем.

«Под колпаком» оказался ряд банкиров, которым инкриминировались махинации с ценными бумагами в пользу Германии. Подозревались также киевские сахарозаводчики. Получив разрешение на вывоз сахара в Персию, они гнали товар транзитом в Турцию, союзницу Германии. Между тем в самой России сахар сильно вздорожал. Предстояло также разобраться с причинами саботажа оборонных заказов на частных военных заводах.

Главой комиссии был назначен глава военной разведки и контрразведки Северного фронта генерал-майор Генерального штаба Николай Батюшин, известный тем, что еще до начала войны, работая в Варшавском военном округе, он завербовал полковника австро-венгерского Генштаба Альфреда Редля. В состав Чрезвычайной комиссии вошли контрразведчики и следователи, лично отобранные Батюшиным.

Николай Батюшин

Николай Батюшин

Комиссия взялась за дело энергично. Поливанов и Батюшин закрывали предприятия подданных враждебных государств, принудительно объединяли в своего рода тресты и перепрофилировали военные заводы, проводили реквизиции и национализацию (секвестр). В 1915-1916 годах в целях повышения обороноспособности страны был осуществлен секвестр 94 предприятий военной промышленности. Генерал Батюшин в короткий срок создал разветвлённую агентурную сеть на оборонных заводах и фабриках Петрограда и в октябре 1915 года добился, помимо прочего, секвестра и передачи государству Путиловского завода, который с начала войны задерживал и саботировал военные заказы.

Российское правительство не ограничилось национализацией оборонки. В 1916 году была реализована довоенная программа по вооружению. Тяжёлая промышленность увеличила выпуск продукции в три раза. Появились первые образцы автомобилей, броневиков, самолётов. В России были созданы новые отрасли индустрии – электротехническая и радиопромышленность. Существенно увеличилась концентрация производства. Российские банки потеснили иностранные кредитные учреждения.

В 1915-1917 годах для исполнения военных заказов Военное ведомство Российской империи мобилизовало около 500 металлургических, металлообрабатывающих, текстильных и других предприятий. В июне 1915 – июне 1917 годов на них было изготовлено 16 миллионов 3-дюймовых, 700 тысяч 6-дюймовых снарядов, а также свыше одного миллиона снарядов и бомб других калибров, что позволило преодолеть «снарядный голод» и обеспечить армию необходимым вооружением и военной техникой.

Оцените статью
0.0