Прошло три дня, как Россия ответила за взрыв на Крымском мосту. Уже можно подвести некие итоги и сделать некие выводы.
Удары нанесены по всем регионам Украины за исключением Черновицкой области. Волновые удары имели, прежде всего, морально-психологический успех, особенно 10 октября, когда расслабившееся в тылу украинство вдруг почувствовало на себе дыхание войны.
Целью налётов были объекты критической инфраструктуры, в первую очередь объекты украинской электроэнергосистемы – ТЭЦ и подстанции. Где-то удары были точными, где-то не очень. Тем не менее они приводили к прекращению подачи электричества, а вместе с ним – водоснабжения, связи, движению транспорта во многих городах. Сельская местность до сих пор не преодолела «затемнение».
«Экономим электрику! Дома, на работе. Везде, где можно ее экономить. Сейчас это очень важно», – пишет 12 октября в своем телеграм-канале глава Днепропетровской ОГА Валентин Резниченко.
Украина прекратила экспорт электричества в Европу, в стране объявлено о начале веерных отключений, а кабмин сообщил, что, чтобы их избежать, следует сократить потребление электроэнергии на 25%.
Киевские власти отнеслись к ударам, как обычно. Помимо участившихся просьб о поставках ПВО, Киев провел ряд нелепых, но удачных информационных операций, касающихся «невинных жертв обстрелов» в постановочных видео и фото. После нелепой болтовни о «заканчивающихся ракетах» население стали предупреждать о возможности продолжения налётов еще долгое время. 12 октября укроСМИ писали, что удары стали заметно слабее.
Вывод первый. Удары пока не нанесли украинской инфраструктуре действительно критического и непоправимого ущерба. Повреждения однозначно серьёзные, восстанавливать их долго и дорого, но надо признать, что украинская сторона довольно оперативно реагировала на аварии, локализуя их.
Дело в том, что к обстрелам готовились, был расширен штат бригад МЧС и аварийных служб систем облэнерго, всем были увеличены авральные оклады, обещаны бонусы. Кроме того, возможность успешного ремонта и восстановления подачи электроэнергии обеспечивается системой ЛЭП, без повреждения или уничтожения которых (как это продемонстрировали крымчанам украинцы и меджлисовцы) переброска электричества остаётся эффективной.
Кстати, сегодня Украина довольно активно и серьёзно готовится к проблемам отопительного сезона, и его локальное (для украинцев) проведение может стать очередным сюрпризом для российской зимней стратегии.
Вывод второй. В течение трёх дней практически не наносилось ударов по логистической системе за исключением железнодорожных узлов в Шепетовке, Хмельницком и Павлограде. По железной дороге продолжается снабжение группировок ВСУ. В ближайшие дни начнётся доставка на передовую 10 тысяч вэсэушников, закончивших обучение и стажировку в Британии.
Вывод третий. Особой эффективности украинской системы ПВО не замечено, но российские ракеты и иранские БПЛА всё же сбиваются. Более того, 12 октября на защиту Винницы стали отправлять группы тактической авиации, что, правда, привело к потере одного МиГ-29 ВВС Украины.
Удары привели к хоровому исполнению просьб о помощи именно в этих видах вооружений. В итоге генсек НАТО Столтенберг уже заявил, что акцент в военных поставках теперь будет сделан на системах ПВО, а немцы передали Киеву первый комплекс Iris-T.
Комплекс ПВО IRIS-T
В начале СВО ВС РФ комплексно занимались уничтожением украинской ПВО, но по неизвестной причине полностью прекратили эту работу; до сих пор попыток её систематического уничтожения не было. Сегодня здесь обнаруживаются серьёзные пробелы с технической, да и с тактической стороны. Опыта и возможностей прорыва украинской ПВО не ощущается, а с учётом грядущих поставок современных ЗРК со временем воздействие на украинскую критическую инфраструктуру при помощи ударов крылатых ракет или дронов-камикадзе будет наталкиваться на постоянно растущее противодействие.
Вывод четвёртый. Пока цели психологического воздействия на население не достигнуты. Промахи информационного сопровождения операции возмездия пока привели к тому, что украинские власти активно отрицают, что их провокация с Крымским мостом повлекла удары россиян, и одновременно призывают нацию к консолидации. Львовская журналистка Наталья Кухта после обстрелов заявила: «Становится намного больше злости, украинцы с этой злостью начинают собирать бешеные просто суммы денег, чтобы мстить. Мстить мы готовы – и ментально, и морально, и материально».
Судя по всему, трех дней воспитания недостаточно. Работа предстоит долгая и методичная.