Хватит ли у Будапешта ресурсов, чтобы выдержать нарастающее давление?
10 октября Сербия и Венгрия договорились о сооружении трансграничного нефтепровода протяжённостью около 300 км, из которых по сербской территории 128 км. Речь идет об ответвлении трубопровода «Дружба» от НПЗ Сазхалломбата на юге Венгрии для перекачки российской нефти на сербский Нови-Сад, далее на Белград и на близлежащий НПЗ в Панчево. Об этом заявил официальный представитель правительства Венгрии Золтан Ковач, ссылаясь на договоренности премьер-министра Виктора Орбана и президента Александра Вучича.
Строительство нефтепровода в Венгрию станет приоритетным проектом в энергетическом секторе для нового правительства Сербии, подтвердила в своей программной речи вновь представленная президентом Александром Вучичем на должность премьер-министра Сербии Ана Брнабич: «Для большей энергетической устойчивости, уверенности и независимости Сербии мы не смеем полагаться только на один источник или одного партнера, особенно когда они показывают, что используют энергетические вопросы для политического расчета и навязывания политической повестки. В связи с этим Сербия в кратчайшие сроки приступит к строительству нефтепровода в Венгрию, и это станет одним из приоритетных проектов будущего правительства».
8 октября Вучич заявил, что власти Сербии построят нефтепровод, чтобы осуществить подключение к проходящему по венгерской территории нефтепроводу «Дружба». Строительство нефтепровода начнётся «в ближайшее время и очень быстро будет решено». Стоимость проекта сербский лидер оценил в 100 млн. евро, реализовать его планируется в 2022-23 годах, в настоящее время идёт уточнение трассы нефтепровода, объёмы финансирования и поставок профильного оборудования.
Ещё одну ветку нефтепровода, гораздо протяжённее венгерской, планируется тянуть через Северную Македонию в албанский порт Дуррес с целью диверсификации поставок нефти. В общей сложности в энергетическую инфраструктуру Сербии (включая строительство интерконнекторов с сопредельными странами и ещё одного НПЗ, способного перерабатывать нефть из Венесуэлы, Ирана и других стран) предполагается вложить 12 млрд. евро. По словам А. Брнабич, в рамках проекта «Сербия-2025» на новые энергетические мощности страна может рассчитывать уже в следующем году: завершается строительство блока B3 теплоэлектростанции Костолац B, продолжается строительство газопровода в Болгарию с выходом на терминалы СПГ в Греции, гидроэлектростанции Бук Биела на реке Дрина в Республике Сербской, а также реверсивных гидроэлектростанций Бистрица и Джердап 3.
Значимость же объявленной приоритетом венгерской трубы заключается прежде всего в том, что она станет первым ориентированным на поставки чёрного золота из России экспортным проектом в условиях антироссийских финансово-экономических санкций, введённых США и Европой после начала СВО.
Интересно, что ещё в 1972 году советская сторона предлагала Югославии провести ту же ветку «Дружбы» из Венгрии через Сербию и до черногорского порта Бар. Однако Тито предпочёл тогда импорт трубопроводной нефти с Ближнего Востока, для чего был построен и в том же году заработал нефтепровод из греческого порта Салоники через Скопье (Македония) и Ниш на Белград / Панчево, по которому иногда перекачивалась советская нефть, поступавшая в Салоники через Босфор и Дарданеллы. В 1998-2001 гг. сербский участок этого провода был перекрыт по причине санкций и войны Запада против Югославии, и сегодня в условиях господства американцев в Греции он точно не будет открыт для российских поставок...
Совместное решение Будапешта и Белграда проистекает, прежде всего, из отрицательного отношения Виктора Орбана к антироссийскому внешнеполитического курсу Вашингтона и Брюсселя. Напомним, нефтепровод «Дружба», по которому с 1960-х годов советская, а затем российская нефть перекачивается через Белоруссию и Украину в Венгрию, Польшу, Чехию, Словакию и Восточную Германию, усилиями Будапешта выведен из-под санкций. Помимо венгров, возможность продолжать получать по «Дружбе» российскую нефть и после 5 декабря 2022 года сохраняется также у словаков и у двух германских НПЗ. Что касается Сербии, ещё в апреле Брюссель исключил её из перечня стран, подпадающих под санкции из-за импорта российской нефти. Соответствующие переговоры велись по поручению Вучича.
В настоящее время Сербия получает почти весь объём российской нефти, составляющей до 85% соответствующего сербского импорта, по трубопроводу из Хорватии с адриатического терминала Омишаль на острове Крк (JANAF). Однако расстояние перекачки здесь до Сербии почти на треть больше в сравнении с запланированным нефтепроводом из Венгрии. Кроме того, по оценке З. Ковача, «хорватский транзит» для Сербии едва ли станет возможным в ближайшей перспективе из-за санкций ЕС, затронувших морские перевозки российской нефти. Имеется предположение, что нефтепровод Хорватия – Сербия может быть остановлен уже с ноября 2022 года; в этом случае российская нефть будет поставляться только через Венгрию по железной дороге.
4 августа «Транснефть» заявила о прекращении перекачки нефти по южной ветке нефтепровода «Дружба», проложенного через территорию Украины. Примерно через неделю трубопровод заработал вновь – венгерская компания MOL и словацкая Slovnaft оплатили транзитные сборы за транспортировку нефти, «зависшие» по причине опять-таки антироссийских санкций. Нестабильная военно-политическая ситуация в регионе требует эффективной страховки бесперебойного функционирования трубопроводной системы (например, в форме многостороннего межгосударственного соглашения).
Косвенным подспорьем к согласованию такого документа может стать неизменно чёткая позиция Будапешта относительно недопустимости санкций против российской нефти, а также разногласия среди государств-членов ЕС по поводу «потолка» цен на эту нефть. Кроме того, для достижения того же соглашения и реализации венгерско-сербского проекта целесообразно было бы включить в состав возможного межрегионального транзитного пула группу нефтегазовых компаний Сербии (NIS), являющуюся дочерним предприятием «Газпромнефти». Перспективной площадкой для ведения соответствующих переговоров может стать созданная в 2013 году в Праге Международная ассоциация транспортировщиков нефти (MATH). Помимо российской «Транснефти», в неё входят профильные компании Венгрии (MOL), Словакии (Transpetrol, a.s.), Чехии (MERO CR, a.s.), Хорватии (JANAF), Белоруссии (Гомельтранснефть Дружба) и даже Укртранснафта. В работе MATH участвуют также Казахстан и КНР (соответственно КазТрансОйл и СINOPEC).
Как представляется, многосторонний состав ассоциации, с учётом зависимости большинства входящих в неё государств от российской нефти, вкупе с их заинтересованностью в казахстанском сырье, не будет способствовать дальнейшим санкционным поползновениям против «Дружбы» и её ответвлений. Сербская же добавка в этот пул укрепит безопасность не только сербского, но и венгерского, и отчасти словацкого звеньев нефтепровода. Конечно, сохраняется опасность распространения санкций на венгерско-сербский нефтепровод, который ещё только предстоит построить.
Хватит ли у Будапешта ресурсов для того, чтобы выдержать нарастающее давление?