В Самарканде Турция пыталась легализовать «независимость» Северного Кипра

В Самарканде Турция пыталась легализовать «независимость» Северного Кипра

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

10-11 ноября Самарканде под девизом «Новая эра турецкой цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию» прошла очередная встреча лидеров Организации тюркских государств (Узбекистан, Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, а также Туркменистан и Венгрия в качестве наблюдателей). Как отмечает Daily Sabah, участники совещания обсудили «вопросы экономического сотрудничества и актуальной международной повестки дня… Эрдоган уже несколько лет добивается более тесных культурных, языковых и религиозных связей с несколькими бывшими советскими странами на Кавказе и в Центральной Азии».

В своём выступлении турецкий президент Реджеп Эрдоган предложил «разработать общую концепцию безопасности и продолжить заседания секретарей Совета безопасности». Соответствующие поручения включены в принятую по итогам встречи Самаркандскую декларацию.

Из других одобренных в ходе встречи идей Эрдогана – создание Тюркского инвестиционного фонда в размере 500 млн. долл. Возможно, его создание будет способствовать повышению доли взаимной торговли, которая, как сообщил Шавкат Мирзиёев, не превышает 4 % их совокупного внешнеторгового оборота государств ОТГ.

Что касается военно-политических вопросов, здесь не всё так просто. После предыдущей встречи Совета сотрудничества тюркоязычных государств на берегах Босфора (где он и был переименован в Организацию тюркских государств) и на фоне драматических январских событий в Казахстане в турецких СМИ муссировалась идея создания «тюркских сил быстрого реагирования». Однако пока об этом ничего не слышно: насколько можно судить, прорабатывается лишь идея формирования под эгидой ОТГ некоего аналога наднациональной структуры, призванной ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Не менее показательна и попытка Анкары явочным порядком протащить «независимость» Турецкой Республики Северного Кипра – марионеточного квазигосударственного образования, провозглашённого после вторжения турецкой армии на «остров Афродиты» в 1974 году. В пункте 7 Самаркандской декларации участники встречи «рассматривают турецких киприотов как часть Тюркского мира и приветствуют статус ТРСК как наблюдателя ОТГ». Между тем, согласно уставным документам ССТГ / ОТГ, статус наблюдателя «может предоставляться государствам (выделено нами. – Ред.), международным организациям и международным форумам». О принятии ТРСК наблюдателем в ОТГ заявил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, а глава Управления по коммуникациям Президента Турции Фахреттин Алтун опубликовал в соцсетях соответствующее поздравление.

Формальное разъяснение от пресс-секретаря президента Казахстана не заставило себя ждать: «От СМИ поступают вопросы относительно сделанного на сегодняшнем саммите Организации тюркских государств в Самарканде заявления президента о поддержке территориальной целостности всех государств и соблюдении устава ООН. В связи с этим хотел бы отметить, что данное заявление глава государства сделал в связи с настоятельной просьбой предоставить Турецкой Республике Северного Кипра статус наблюдателя в Организации тюркских государств. Казахстан, как неоднократно говорил наш президент, последовательно придерживается устава ООН и ключевых принципов международного права». «По итогам саммита никакого отдельного решения по Северному Кипру не подписывалось. Узбекистан строго руководствуется нормами международного права, в особенности в вопросах суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. О признании Северного Кипра в качестве независимого государства речи быть не может», – заявил министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов.

Согласно имеющейся информации, турецкая сторона активно прорабатывает вопрос о присоединении к ОТГ в качестве наблюдателей различного рода не имеющих собственного международного представительства «тюркских» территорий и этнических групп с перспективой создания при ОТГ «ассамблеи непредставленных тюркских народов». Среди возможных «кандидатов» на участие в подобного рода структуре – туркоманы Сирии и Ирака, азербайджанцы северо-западных останов Ирана, тюркские народы России и Китая, гагаузы Буджака и т. д. 1 ноября Чавушоглу в который уже раз принимал в Анкаре лидера запрещённого в России «меджлиса крымско-татарского народа» Мустафу Джемилева. Надо полагать, не только он, но и все другие «борцы за общетюркское дело» находятся под пристальным присмотром турецких спецслужб.

Заметим, заявления Астаны и Ташкента о приверженности «территориальной целостности всех государств и соблюдении устава ООН» не сопровождаются отзывом либо пересмотром седьмого пункта Самаркандской декларации, которая, конечно же, согласовывалась заранее. Соответственно, у турецкой дипломатии остаётся, опираясь на созданный прецедент, некоторая свобода манёвра по продвижению идей «тюркского мира» в его практически-территориальном преломлении. В случае успеха на июньских выборах 2023 года прозападной оппозиции этнически мотивированная внешняя политика может стать дополнительным фактором обострения российско-турецких отношений.

Соб. корр. ФСК

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы