Новый всплеск спроса на наличность возник после 24 февраля 2022 года

Кэш может взять реванш в борьбе с безналом

Новый всплеск спроса на наличность возник после 24 февраля 2022 года

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

https://t.me/fsk_today

На протяжении многих лет в мире велась кампания по вытеснению из обращения наличных денежных знаков, прежде всего бумажных банкнот. Эта кампания была обусловлена планами хозяев денег (они же – «глубинное государство») по завоеванию власти над миром. Частью этого плана является построение электронного концлагеря. Чтобы не было в этом концлагере лазейки в виде наличных денег, надо было перевести все денежное обращение в безнал и контролировать действия каждого лагерника.

Конечно, организаторы кампании борьбы за безнал прикрывают свои цели рассуждениями о преимуществах безналичных денег и безналичного обращения. Тут и экономия на издержках, и борьба с теневой экономикой и международным терроризмом, и медико-санитарные соображения (наличные деньги, мол, являются носителями разных патогенов), и простота проведения расчётов для физических лиц (с помощью телефонных аппаратов и прочих технических средств), и многое другое.

В борьбу с налом включились многие страны. Швеция обещала, что к 2020 году станет первым государством, полностью эмансипированным от наличных денег. Она действительно резко сократила долю наличных денег в общей денежной массе, но все-таки пока не удостоилась звания cashless state (государство без наличных денег). Россия также не осталась в стороне от мировой тенденции. Банк России поставил задачу неуклонного снижения доли кэша (наличных денег) в общей денежной массе и в общем объеме платежей. И медленно, но неуклонно решает эту задачу. Так, в 2008 году доля кэша в общей денежной массе (наличные + безналичные деньги) равнялась 29% (в абсолютном выражении – 3,70 трлн руб.) В 2015 году она уже снизилась до 23% (7,17 трлн руб.), а к концу 2019 года – до 19% (9,34 трлн руб.).

Однако с 2020 года тенденция стала меняться. «Пандемия» породила локдауны, а те, в свою очередь, спровоцировали рост спроса населения на наличные денежные знаки. В марте – апреле 2020 года, когда наблюдался повышенный спрос населения на наличные, показатель вырос в общей сложности на 1,29 трлн руб. (на 719,4 млрд руб. в марте и на 568,7 млрд руб. в апреле). За весь 2020 год, который стал рекордным за десятилетие по приросту оборота наличных, объем быстродоступных денег для населения и бизнеса увеличился на 2,8 трлн руб. Примечательно, что деньги, которые граждане России перевели в наличную форму за два года «пандемии», в банковскую систему так и не вернулись.

Новый всплеск спроса на наличность возник после 24 февраля 2022 года. Уже в этот день объем наличных в обращении подскочил на 111,3 млрд руб. 25 февраля он увеличился на 1,4 трлн руб. Согласно данным Банка России, объем наличных денег в обращении в России на 1 марта 2022 года достиг 15,82 трлн руб. Выпущенные ЦБ наличные деньги с учетом остатков в кассах банков выросли за месяц на 2 трлн руб., или на 14,7%. Прирост в относительном выражении стал максимальным с декабря 2009 года. Затем набеги на кэш прекратились, но сумма наличности в обращении закрепилась в последние месяцы в диапазоне 14-15 триллионов рублей. Новый приступ аномального спроса на кэш наблюдался осенью. За месяц, начиная с 21 сентября, когда была объявлена частичная мобилизация, объем наличных в обращении вырос почти на 1 трлн рублей (961 млрд рублей).

Можно сказать, что фактор войны нейтрализует попытки Банка России по снижению величины кэша в российской экономике. Но, вероятно, роль кэша в экономической жизни России в ближайшее время может еще больше возрасти. Мы до сих пор говорили о кэше в рублях и об операциях с кэшем, проводимых физическими лицами. Российское законодательство сильно ограничивает и прямо запрещает юридическим лицам проведение большинства операций с помощью наличных денег. Это обусловлено борьбой с «теневой экономикой», недопущением ухода от уплаты налогов и т. п. Вспомним, какой напряженной была борьба с таким бизнесом, как обналичивание денег в банках. За эту услугу «теневики» платили банкирам комиссии в размере до 10 процентов от сумм обналички. Лишь в прошлом десятилетии в банковской системе удалось навести относительный порядок по части обналички крупных денежных сумм. И уже тем более не допускались и не допускаются операции между юридическими лицами с использованием валютного кэша.

Но вот Россия попала под санкционные удары коллективного Запада и властям приходится отходить от привычных норм, которые действовали до 24 февраля.

В октябре президентом РФ был подписан указ, которым правительству было предоставлено право по согласованию с ЦБ устанавливать порядок расчетов между резидентами и нерезидентами с помощью наличных денежных средств. 23 ноября стало известно, что Минфин РФ разработал и согласовал с ЦБ правила расчетов между резидентами и нерезидентами наличными денежными средствами в рамках внешнеторговых договоров. Соответствующий проект постановления правительства опубликован.

Жизнь заставляет Минфин и Центробанк отказываться от того, чем они занимались много лет – избавлением от наличных в сфере внешнеэкономической деятельности. Любой факт отхода российских компаний от расчетов с зарубежными торговыми партнерами через банковские счета рассматривался как криминал и контрабанда. В условиях все более жесткой санкционной войны приходится вспоминать о тех контрабандных схемах, с которыми денежные власти и таможенные службы боролись многие годы.

Впрочем, и в рамках новых схем российские компании должны отчитываться о своих операциях и следовать предписаниям денежных властей. Проект новых правил, в частности, предусматривает, что полученная по экспортным контрактам наличная валюта должна быть ввезена в Россию в течение 30 рабочих дней после получения и зачислена в течение семи дней после ввоза на счета в уполномоченном банке. Резиденты также должны не позднее 45 рабочих дней после дня расчетов с нерезидентом в наличной валюте или рублях представить документы и информацию, подтверждающие расчеты и передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности. При этом в проекте документа отмечается, что совершать все эти операции резиденты могут без ограничений по сумме. Конечно, при крупных суммах получается немалая масса. Скажем, 1 миллион долларов в 100-долларовых бумажках потянет на 10 килограммов. Одним словом, чемодан. Если жизнь заставит, можно будет задействовать и сотню таких чемоданов.

Конечно, проект документа резко выделяется из длинного ряда других документов, которые разрабатывались и принимались правительством в последние месяцы. Предложение о разрешении торговать с помощью наличной валюты – палка о двух концах. С одной стороны, новые правила могут помочь обходить западные санкции, поскольку операции с кэшем не видимы для западных финансовых разведок. С другой стороны, новые правила могут стать удобным прикрытием для тех, кто привык заниматься теневыми операциями.

Вероятно, большая часть подобного рода сделок будет осуществляться не с помощью российских рублей, а долларов, евро и других западных валют. Сегодня в России, по данным Банка России, запасы наличной иностранной валюты в виде долларов США и евро составляют без малого 90 млрд долл. Часть этого валютного кэша может быть пущена для проведения закупок импортных товаров. Экспорт может обеспечить приток нового валютного кэша. Может возникнуть теневая валютная биржа, на которой будут активно торговаться бумажки в виде долларов, евро, швейцарских франков, британских фунтов и проч.

Новые правила могут создать ситуацию, когда торговые и валютные операции окажутся недоступными для западных разведок. Но эти же операции могут стать (наверняка станут) невидимыми и для российских надзорных органов.

Так что же: отказаться от работы с кэшем и терпеть западные санкции? Ни в коем случае! Можно вспомнить советский опыт. СССР также находился постоянно под дамокловым мечом западных санкций. Также существовали риски блокировок межбанковских расчетов и внешнеторговых сделок. Поэтому для ухода из-под контроля западных банков для оплаты импорта и экспорта использовалась наличная валюта. А нередко и золото в стандартных слитках. Однако в СССР существовала государственная монополия внешней торговли. Это означало, что экспортом и импортом занимались лишь специально уполномоченные государственные организации, укомплектованные людьми, отвечающими самым высоким требованиям (профессиональным, нравственным, идеологическим). И именно таким организациям и таким людям поручались деликатные задания по проведению внешнеторговых операций с использованием иностранной валюты (советские рубли никогда не использовались) и драгоценных металлов.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Статьи по теме