К 100-летию образования СССР
Столетие СССР – не просто круглая дата со времени создания государства нового типа.
Никогда в истории человечества не было такого стремительного прорыва в развитии, как после Великой Октябрьской социалистической революции. Буржуазные революции прорастали сквозь толщу феодальных устоев постепенно, даже Французская революция длилась десятилетие.
Революция 1917 года в России затронула каждый уголок, каждую деревню или отдаленный старательский поселок, исчезли огромная, неповоротливая государственная машина, все старые механизмы управления, все нити, связывавшие экономику страны.
Потому-то подавляющая часть бежавших эмигрантов и проигравших в гражданской войне белых были уверены в неминуемом крахе невиданного эксперимента: по их мнению, тёмная необразованная масса рабочих и крестьян не могла справиться с управлением гигантской страной.
Однако большевики продолжили эксперимент, начав строить Союз Советских Социалистических Республик, который они рассматривали как прообраз будущего устройства человечества. Социализм можно было строить, лишь опираясь на защищенное от внешних врагов государство, и таким государством стал СССР. Поражение революций в Германии, Венгрии, Словаки, Финляндии не изменили их уверенности в победе социализма в Европе.
Создаваемый Союз Советских Социалистических Республик должен был стать моделью нового мироустройства, предтечей мировой социалистической системы. Прецедентов во всемирной истории не было. Впервые страна, которая была империей, становилась ядром нового мира, не поглощая и угнетая окраины, а давая им сильнейший импульс развития.
Советский Союз создавался подобно тому, как строится корабль.
Идея социалистической экономики была идеей атомного реактора, который должен был проламывать заторы и торосы экономических кризисов и классового неравенства, а партия, бывшая вначале инструментом революции, становилась главным приводом управления.
Хорошо знакомые всем в СССР в 20–30-е годы ХХ века словосочетания «Партия – наш рулевой!», «Сталин – великий кормчий» подтверждали, что образ корабля был самым подходящим для обозначения специфики создаваемого государства.
Новый государственный проект возводился непросто, один из основных постулатов марксизма предполагал отмирание государства. Переосмысление роли и значения государства происходило в ходе гражданской войны, когда стало понятно, что победа мировой революции отодвигается.
Мы не можем представить, как складывалось бы управление страной, если бы новые республики вошли в РСФСР на правах автономий, а не равноправными участниками Союза. Но совершенно очевидно, что управленческая структура СССР была великим изобретением государственного строительства, которое выдержало испытание и войной, и глупыми реформами Хрущёва. Созданная пирамида управления была пронизана системами контроля и обратной связи – партийные органы, органы профсоюзного контроля, народного контроля давали возможность решать проблемы любого уровня на этом же уровне. В советское время важные для повседневной жизни людей вопросы (расселение людей при лесных пожарах, закрытие районной больницы и многие другие) могли решаться на уровне секретаря райкома партии, для этого не требовалось коллективное обращение к главе государства.
А чтобы понять, что принес Советский Союз народам, его населявшим, достаточно сравнить сегодняшний Таджикистан с соседом, не знавшим социализма, – Афганистаном. Сто лет назад путешественник, пересекающий Пяндж, вообще бы не заметил, что он оставил одну страну и оказался в другой. В России воспринимают Таджикистан как бедную среднеазиатскую страну, население которой ездит на заработки в Россию. Однако для афганских крестьян «за Пянджем» даже сравнительно бедный Таджикистан – нечто недостижимое, где есть больницы и роддома, всеобщее образование для детей, электричество практически в каждом ауле. Этот огромный разрыв между двумя странами-соседями образовался во времена Советского Союза.
Ещё в середине 1980-х годов в Турции средний доход на душу населения был намного ниже, чем в Советской Грузии, а средний уровень образования и медицины был просто несопоставим с грузинским. Сегодня Турция – богатый сосед и покровитель Грузии, которая за тридцатилетие после развала Союза скатилась в бедность, превращаясь в нищающую северную провинцию Турции.
Никогда до ХХ века Россия не была передовой страной в науке и технике, а Советский Союз стал лидером в покорении космоса, в развитии атомных технологий, в авиастроении, в исследованиях Антарктиды и в десятках других направлений. В основе этого исторического прорыва лежало стремительное расширение охвата образованием всего населения страны.
В Российской империи на 1914 год около 230 тысяч детей учились в гимназиях и реальных училищах – менее 2% детей школьного возраста. В университетах и технических училищах обучались около 100 тысяч студентов. А в 1926 году число советских детей, обучающихся в школах, превысило 10 миллионов человек; еще через десять лет число студентов в университетах, технических, педагогических и медицинских вузах выросло в 10 раз. Это была грандиозная культурная революция.
Из этих детей выросла когорта изобретателей и ученых, создавших славу советской науки. При этом в каждой из 15 советских республик были свои университеты, мединституты, научно-исследовательские центры; доля студентов в национальных республиках зачастую превосходила показатель РСФСР.
И еще особенность истории Советского Союза – поистине беспрецедентная. Несмотря на многонациональный состав и немалое количество ошибок при определении территориально-административных границ, в СССР были немыслимы межнациональные конфликты, страна был примером реального равенства возможностей для всех народов и национальностей.
В 100-летний юбилей не станем вспоминать трагические ошибки в истории Советского Союза, заблуждения в определении курса, по которому двигался этот атомоход. К сожалению, участь любого, даже самого мощного корабля предрешена, если у его руля оказывается человек, умышленно направляющий корабль на скалы, а вокруг – никого, кто в силах этого человека остановить. Таким «рулевым» стал Горбачев. В этой точке система управления государством сломалась…
* * *
Вряд ли я единственная, кто полагает: факт становления и развития СССР, как и тридцатилетний путь после развала Союза, позволяют думать, что Советский Союз – не прошлое, а будущее России.