Японские власти в своем верноподданическом раже по отношению к Соединённым Штатам и враждебности к русским за то, что «не отдают Курилы», изощряются в изобретении все новых санкций против России. Премьер Кисида грозит новыми карами Москве, обещая выплеснуть их на очередной встрече G7 в мае в Хиросиме. Только сохранит ли до этого Кисида-сан свой пост главы правительства? Неодобрение его деятельности достигло критической черты, за которой по неписаным японским традициям следует отставка.
Дай волю Кисиде, он бы вообще закрыл торгово-экономические отношения с северной соседкой. Однако деловые круги Японии не очень-то подчиняются политикам. Небезынтересные данные публикует авторитетное японское издание JB Press. Потуги Кисиды вслед за американцами «порвать в клочья» российскую экономику и, сжигая мосты, разрушить торговлю с Россией, оказываются тщетными.
Импорт товаров из Японии в Россию в прошлом году превысил показатели 2021 года, несмотря на введенные Японией антироссийские санкции, сообщает JB Press. Автор статьи Минору Ямада приводит данные, согласно которым общая сумма импорта и экспорта между двумя государствами остается на досанкционном уровне. То есть, несмотря на уход из России таких гигантов, как «Тойота», «Ниссан», «Бриджстоун» и др., общие объемы торговли сохранились. Одной из причин этого назван продолжающийся ввоз в нашу страну подержанных японских легковых автомобилей, которые не подпадают под санкции, если их стоимость не превышает шести миллионов иен. На российский Дальний Восток, как и прежде, идет поток неновых японских автомашин, за исключением автомобилей класса «люкс».
«Согласно данным статистики, объем торговли с Россией в январе-ноябре составил 1 825,2 миллиарда иен импорта по сравнению с 542,3 миллиарда японских йен экспорта, что привело к дефициту в размере 1 282,9 миллиарда японских иен. Объем импорта уже превысил общий показатель 2021 года в 1 551,6 миллиарда иен более чем на 270 миллиардов. Именно столько торговых денег из Японии поступает в Россию», – цитирует РИА «Новости» автора статьи.
На фоне энергетического кризиса Япония не может вообще отказаться от импорта энергоносителей из России. Из общего объема импорта, который японская сторона оценивает в 132 с половиной миллиарда иен, 66 процентов пришлось на СПГ и уголь.
Япония вместе с другими странами к G7 ввела потолок цен на российскую нефть, а с июня фактически довела до нуля закупки черного золота из РФ, закупив небольшой объем в июле и августе. Ограничения в отношении российской нефти не касаются поставок с проекта «Сахалин-2», где основным продуктом является СПГ, а поставки нефти увязаны с газовыми контрактами. Как неоднократно заявляли в Токио, они важны для энергобезопасности: на российский газ приходится около 3% генерации электроэнергии в Японии.
Второй важной статьей расходов в торговле Японии с Россией остаются рыба и морепродукты. «Импорт морепродуктов (кроме живой рыбы, такой как угорь) из России в январе-октябре составил 129 миллиардов иен. В рамках своих экономических санкций США запретили импорт российской морской продукции, но Япония не подпала под действие ограничений. Когда в марте было объявлено об экономических санкциях, они были отложены на том основании, что «морские продукты оказывают большое влияние на отечественных переработчиков». Например, для рыбаков Хоккайдо эмбарго на российские морепродукты – это вопрос жизни и смерти. В последние годы вылов лосося и другой рыбы в окрестных водах резко сократился, а без российского краба и морского ежа они не могут вести бизнес», – пишет JB Press.
Добыча японскими рыбаками рыбы и морепродуктов в российских водах на протяжении истории отношений двух государств являлась не только экономической, но и нередко политической проблемой. Так, дипломатические отношения между Японией и СССР в 1956 году были восстановлены во многом под давлением японских рыбаков, требовавших заключения рыболовных соглашений с Советским Союзом.
Министерство финансов Японии считает, что главным фактором роста стоимости товарооборота стало увеличение цен на энергоносители. Объем японского импорта из РФ в стоимостном выражении вырос на 35%, до 1,82 трлн иен (около 13,89 млрд долларов по текущему курсу), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Россия является одним из поставщиков СПГ в Японию, на нее приходится примерно 9% объёма импорта этого вида топлива. Заметный рост стоимости японского импорта компенсировал спад экспорта в Россию на 30,7% (в результате санкций Японии, правительство Японии запретило экспорт в Россию практически всей номенклатуры ранее закупавшихся нашей страной высокотехнологичных товаров).
Рост объема японо-российской торговли породил и курьезные комментарии: дескать, правительство, разрешая экспорт в Россию подержанных автомобилей… «пособничает врагу»: через торговлю оказывает России «финансовую помощь» и даже «военную поддержку». В повреждённых русофобией умах некоторых японцев родилось подозрение, что русские могут использовать подержанные японские автомобили с правым рулём… в военных целях. Кисида, разволновавшись, даже сделал специальное заявление на этот счет. «Утверждения о том, что (Япония) фактически оказывает военную помощь России, неверны, – сказал он на пресс-конференции… – в отдельных случаях [Токио] введет экспортные ограничения… если будет конкретная информация» по поводу использования подержанных машин из Японии в военных целях, но таких данных нет.
Насколько же надо не понимать смысл происходящего, чтобы предполагать, что Россия рассчитывает победить с помощью… подержанных японских автомобилей…
Фото: japantimes.com