У США со времен Второй мировой войны самый большой в мире государственный долг, сейчас ещё и один из самых высоких в мире показателей темпов прироста такого долга. В 2000 году величина госдолга равнялась 5,6 трлн долл., а в начале октября 2022 года он превысил 31 трлн долл.
Во времена Рейгана наблюдался резкий скачок государственного долга (с 834 млрд долл. в 1980 до 1525 млрд долл. в 1986 г.), что заставило конгресс принять в 1985 году закон о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма — Рудмана — Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году. Потом этот срок несколько раз продлевался, но успеха не было. Бюджет с профицитом удалось сверстать лишь в 1998-2001 гг., затем все вернулось на круги своя. И власти США стали прибегать к последнему средству обороны – установлению лимита государственного долга.
Потолок госдолга впервые был установлен на законодательном уровне в 1917 году. Потолочные ограничения не позволяют американскому Минфину выпускать новые гособлигации для финансирования деятельности правительства. По данным Министерства финансов США, потолок госдолга с 1960 по 2021 год повышался или пересматривался 78 раз. Каждый раз повышение потолка спасало США от дефолта.
Последний, 79-й раз потолок госдолга был повышен в декабре 2021 года на 2,5 трлн долл. до отметки в 31,4 трлн долл. Последний федеральный бюджет США (на 2023 финансовый год) был сверстан, как всегда, с дефицитом (665 млрд долл.). Еще задолго до окончания 2023 фин. года (он кончается 30 сентября 2023 г.) лимит долга будет исчерпан, что может осложнить, даже заблокировать необходимые бюджетные расходы.
Министр финансов Джанет Йеллен даже назвала роковую дату исчерпания лимита долга 19 января. Так оно и произошло. 20 января она заявила, что роковая дата наступила, и сообщила, что министерство финансов приступает к применению экстраординарных мер. В частности, на период с 19 января по 5 июня ведомство приостанавливает отчисления в виде специальных казначейских обязательств в два социальных фонда, которые обслуживают бюджетников: Фонд гражданской службы по пенсиям и нетрудоспособностям, а также Фонд медицинских льгот пенсионеров почтовой службы.
Джанет Йеллен заверила, что приостановка не затронет выплаты бенефициарам фондов. Министерство рассчитывает полностью возместить недополученные упомянутыми фондами средства после очередного повышения потолка госдолга. Эксперты говорят, что у Минфина есть определенный резерв (примерно на 400 млрд долл.), которым он может маневрировать до лета нынешнего года (перенаправление текущих бюджетных поступлений с пополнения упомянутых выше двух фондов на покрытие расходов по основным статьям бюджета).
В ХХ веке повышение лимита было рутинной процедурой, но сейчас этот вопрос всё чаще становился поводом для политического противостояния. Одна из наиболее острых ситуаций произошла в 2011 году, когда 16 мая министр финансов США Тимоти Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг потолка, установленного законом уровня. 15 июля того же года президент Барак Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт. 2 августа за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США все-таки проголосовал за увеличение госдолга на 2,1 триллиона долларов — до 16,4 триллиона, а президент успел подписать принятый закон. В тот же самый день, 2 августа 2011 года началось размещение новых государственных облигаций США на несколько сот миллиардов долларов. Подвешенная ситуация продолжалась два с половиной месяца, она привела к резкому усилению нестабильности финансовых рынков. Например, резко возросла цена на золото как более надежный объект инвестиций, чем казначейские бумаги США. На фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета кредитный рейтинг США был впервые понижен S&P с максимального «ААА» до «АА+» с прогнозом «негативный».
На этот раз часть республиканцев (партия обладает большинством в палате представителей, а демократы контролируют сенат) настаивает на сокращении федеральных расходов, что может означать угрозу для финансирования программ социального обеспечения. Эксперты ожидают, что быстрого повышения потолка не предвидится. В ближайшие недели неизбежно усиление распрей между «синими» (демократы) и «красными» (республиканцы). Не исключается повторение драматического сценария 2011 года.
Американский бюджет и американское финансовое ведомство входят в зону турбулентности, пребывание в которой может продолжаться до полугода. А некоторые эксперты утверждают, что Минфин со старым потолком долга сможет продержаться до осени. Американцам не впервой наблюдать споры между демократами и республиканцами по вопросу госдолга. Однако никто не сомневается, что, хотя война нервов между республиканцами и демократами будет изнурительной, дефолта в последний момент удастся избежать. Однако есть отягчающее обстоятельство. «Турбулентность», вызванная проблемой долгового потолка, накладывается на фактически уже начавшуюся экономическую рецессию. Её можно было бы сдержать, смягчить дополнительными бюджетными расходами в духе рецептов Джона Кейнса – даже ценой увеличения дефицита федерального бюджета и наращивания долга. Так было и в годы Великой рецессии 1930-х годов, и в годы Второй мировой войны, и в послевоенные десятилетия. В середине финансового года могли приниматься поправки к федеральному закону о государственном бюджете, легализующие дополнительные расходы. Также автоматом повышался потолок государственного долга и осуществлялись дополнительные эмиссии казначейских облигаций. Однако сегодня такой механизм реагирования на кризис не работает. Прежний потолок долга, который будет сохраняться около полугода, не дает никаких шансов на увеличение бюджетной поддержки входящей в рецессию экономики. «Потолок госдолга внезапно стал серьезной угрозой оптимистичному взгляду на то, что мы [США] сможем избежать рецессии в этом году», — написал главный экономист Moody's Analytics Марк Занди.
Думаю, большинство свежих экономических прогнозов по США будут со знаком «минус». А небольшая группа экспертов (таких, как Кэтрин Остин Фиттс) считает, что хозяева денег (главные акционеры ФРС США) заинтересованы в том, чтобы кризис состоялся и был максимально глубоким. Я эту версию изложил в статье «Заговор глубинного государства». Если версия верна, можно с уверенностью утверждать, что и демократы, и республиканцы будут максимально тянуть время с повышением долгового потолка.