Как это бывает, беда пришла нежданно, хотя о ней предупреждали еще осенью. Халява тает как снег. С 1 марта украинцы, что проживают в центрах временного размещения (в их число входят предоставленные государством жилплощади) должны оплачивать своё проживание и питание. Сейчас это не так много – 40 злотых ($9) в день.
Тем не менее, украинцы уже выражают массовое недовольство, хотя сроки нововведений были озвучены ранее и даже дважды переносились в январе и феврале.
В ноябре замминистра внутренних дел страны Павел Шефернакер сообщил, что правительство собираетсявзимать плату с украинских беженцев за предоставляемое государством жильё в местах коллективного размещения (специализированных центрах, хостелах, гостевых домах и т.д). Предполагалось, что согласно обновления закона о помощи украинским беженцам, первые три месяца оплата будет составлять 50%, далее беженцам придется платить уже 100%.
Кстати, Шефернакер признал, что многие месяцы между Польшей и Украиной курсируют люди, которые просто собирают пособия и уезжают домой. Потому в новые правила включили также изменения в выплатах социальных пособий: они не будут выплачиваться тем, кто покидает республику. Теперь каждый раз, когда зарегистрированный беженец пересекает польско-украинскую границу, материальная помощь будет замораживаться.
Польским властям понадобился почти год, чтобы понять, как их используют и «разводят» несчастные беженцы и начать контролировать процесс.
Кроме того, ввести хотя бы частичную оплату жилья и питания требовали граждане Польши, более предметно знакомые с «украинскими фокусами», по доению польского бюджета или перепродажи гуманитарной помощи. Согласно опросу компании IBRiS, 57,7% респондентов считают, что это правильное решение. Причем поддержку выразили и жители крупных городов и сёл, а также представители разных политических лагерей. Известны сотни случаев, когда поляки-арендодатели отказывались сдавать украинцам жилье, либо, сомневаясь в их платёжеспособности, либо опасаясь, что те в любой момент просто съедут. А таких фактов тоже очень много.
Поляки возмущены – украинцы продают им польскую гуманитарку
Кроме того, нельзя забывать, что бесплатное содержание сотен тысяч украинцев, это серьёзная ноша для бюджета. В настоящее время в центрах для беженцев в Кракове, например, находится около 1300 человек. В целом в Малопольше подготовлено 25 тыс. мест, из них 16 тыс. заняты. В прошлом году их размещение обошлось бюджету примерно в 420 млн злотых.
Любопытно, что украинские беженцы из тех, кто «побагаче», основавшие в Польше свои юридические конторы помощи, уже предлагают защищаться и протестовать, пользуясь, как вариант тем, что разработав систему оплаты, польские власти не предусмотрели форматы и способы выселения граждан Украины из мест коллективного проживания, которые, несмотря на возможность, отказываются от оплаты расходов на проживание. Более радикальные среди украинцев призывают к уличным протестам или забастовкам.
Потому Варшаве не стоит удивляться результатам опроса проведенный Openfield Research Team 14 февраля, согласно которому 60,4% опрошенных поляков считают, что помощь в виде льгот, предоставляемых государством, предоставляется лучше беженцам из Украины, чем им самим. Сократилось количество желающих, чтобы беженцы остались в Польше на ПМЖ. В настоящее время такую возможность поддерживают 40,5%, ранее — 41,7%. В качестве поводов для отказа были указаны: приоритет коммунальных услуг и объектов (56%), рост цен на аренду квартир (49,3%) и снижение количества предложений работы (47,6%).
Соб. корр. ФСК