Вторую неделю в Греции не стихают протесты. Страну лихорадит после трагической катастрофы на железной дороге, самой крупной в истории государства. 8 марта состоялась всеобщая забастовка, повсюду кипят митинги и демонстрации, ответственность за трагедию люди возлагают на правительство… В Афинах произошли столкновения, полицейские применили слезоточивый газ, несколько полицейских ранены…
В ночь на 1 марта в местечке Темпи близ города Лариса столкнулись два поезда, которые на большой скорости мчались навстречу друг другу по одной колее. В результате страшного удара погибли 57 человек, 48 человек госпитализированы, многие в тяжелом состоянии. Однако окончательные цифры погибших будут страшнее, поскольку еще 56 пассажиров «пропали без вести» (?). Предполагают, они сгорели в пламени, которое охватило вагоны.
Большинство погибших – студенты, возвращавшиеся домой после трехдневных каникул. «Это был студенческий поезд, полный ребят в возрасте 20 лет, – говорит Костас Баргиотас, старший врач в местной больнице. – Это был настоящий шок, вагоны мчавшегося поезда сминались, как бумага».
Для греков семья – святое, и гибель молодых людей взорвала страну. В 1973 году, после того как «чёрные полковники» бросили против восставших студентов Политехнического университета в Афинах танки и были жертвы, режим был вскоре сметён волной народного гнева…
Сразу после трагедии начальник вокзала в Ларисе был арестован, ушёл в отставку министр транспорта Костас Караманлис, по всей стране железнодорожное движение было приостановлено. Однако попытка премьер-министр Кириакоса Мицотакиса объяснить трагедию… «человеческой ошибкой» усилило возмущение. На заседании кабинета 9 марта Мицотакис был вынужден объявить, что «берёт вину на себя».
Агентство Bloomberg опубликовало статью, утверждающую, что греческие железные дороги – «самая опасная железнодорожная сеть во всей Европе».
«Греческое правительство должно было установить систему безопасности почти три года назад, чтобы предотвратить лобовое столкновение поездов… Железнодорожная система Греции неизменно входит в число самых опасных на континенте, несмотря на то что за последнее десятилетие она получила от Европейского союза 700 миллионов долларов на модернизацию», – пишет The New York Times.
В следующем месяце в Греции – парламентские выборы. Как пишет Athens News, «национальная трагедия, которую переживает страна, ставит всё с ног на голову». Советники премьер-министра вносят предложения о возможной отсрочке выборов. 9 апреля, день закрытия избирательных участков, совпадет с 40-м днем катастрофы в Темпи. У православных греков сороковины – день сугубого поминовения успопших, и выборы в этот день могут принеси самый неожиданный результат.
Ситуацией озабочены и в Вашингтоне. Правительство Мицотакиса американцев устраивает. Оно заключило с Соединёнными Штатами договор о сотрудничестве в области обороны, позволило открыть новые военные базы, а порт Александруполис превращён в перевалочную базу доставки вооружений в Южную Европу и на Украину.
Греческий портал Pronewsобратил внимание на неожиданное появление на публике 7 марта бывшего премьер-министра Антониса Самараса в компании с послом США в Афинах Джорджем Цунисом, что, как считает издание, «многое говорит о политическом будущем страны». Athens News указывает, что «американцы ищут замену Мицотакису».
Самарас – опытный политик, он тоже член правящей партии «Новая демократия», и за катастрофу в Темпи он не в ответе; в свою бытность премьером в сентябре 2014 года Самарас подписал контракт об обеспечении безопасности железных дорог, но последующие правительства его не выполнили.
Американцы суетятся. Возможное поражение на выборах «Новой демократии» может привести к власти партию СИРИЗА Алексиса Ципраса. Учитывая предыдущее правление Ципраса, трудно сказать, чем греческие «левые», если они придут к власти, будут отличаться от «правых», но сейчас Ципрас заявляет, что в результате украинского кризиса США не потеряли ничего, а главным проигравшим стала Европа.Он призывает также оценить, не ведут ли санкции против России «к тому, что мы [Греция] стреляем себе в ногу».
А что оценивать? Пока главу правительства Греции будут определять в Вашингтоне, грекам не избежать судьбы стреляющих себе в ногу.