Приближающиеся выборы в мажилис станут для Казахстана и ее властей очередным испытанием. Можно не сомневаться попытки: расшатывания уже начались и причин для беспокойства хвататет как внутри, так и извне страны.
Накануне выборов Freedom House издаёт отчет с выводами, что парламентские и президентские выборы не являются ни свободными, ни справедливыми, а подлинные оппозиционеры оказываются в изоляции или тюрьме. Вывод: Казахстан авторитарная страна. Затем ОБСЕ заявляет, что недовольна организацией выборов в нижнюю палату и власти не выполняют «приоритетные рекомендации» ОБСЕ по свободе мирных собраний, выражений мнений и СМИ.
Между тем от ОБСЕ в Казахстан наблюдать за выборами приедет рекордно крупная миссия из 400 наблюдателей, среди которых будет глава Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, директор Бюро, глава делегации парламентской ассамблеи ОБСЕ, глава миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ и председатель парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Разумеется, западная креатура вроде Инги Иманбай или Аиды Джексеновой предоставляют «сотни доказательств» тоталитарных действий государства. В это же время правоохранительные органы почти еженедельно докладывают о найденных схронах оружия, припрятанного после кровавого января 2022-го.
В начале марта по всей стране прошли массовые, хорошо организованные и активные акции феминисток, которые однозначно вписывают в планы раскачки. А иначе с чего на мероприятиях против сексуального насилия были украинские флаги и символика?
Акция феминисток в Алма-Ате
НПО на своих ресурсах пишут о панике в Астане и о том, что «Токаев на неделе несколько раз созванивался с Путиным», в то время как президент методично выстраивает систему противостояния возможным провокациям и попытке госпереворота.
15 марта Токаев провел совещание Совета безопасности РК, где собравшиеся рассмотрели план мероприятий по управлению рисками нацбезопасности и защиты национальных интересов и принял рад решений.. По итогам Совбез принял решения по повышению эффективности системы управления рисками национальной безопасности.
«Мы не допустим действий, ведущих к дестабилизации. Необходимо предотвращать такие незаконные действия. Люди, сеющие раздор в стране и призывающие нарушать общественный порядок, будут строго наказаны», - заявил президент.
Профилактические меры уже принимаются. На днях в сенат поступил законопроект, предусматривающий ужесточение наказания за призывы к массовым беспорядкам до 5 лет (сейчас – 3 года). Также хотят ввести новый состав правонарушения за призывы с использованием сетей телекоммуникаций.
Также предпринимаются меры по нейтрализации или упреждению действий радикальных группировок, например, в отношении группы т. н. «королевы Азии» Бибугуль Хасеновой, причастной к организации «январского бунта». Сама она скрывается за границей, но ячейки структуры уже оживились.
Недавно специальный административный суд Астаны признал отсидевшегося в Киеве самовыдвиженца в депутаты мажилиса меганационалиста Армана Шураева виновным в распространении сведений, порочащих честь, достоинство и репутацию кандидатов от Народной партии Казахстана, которых нацпат назвал предателями.
Шураев грозит протестами
Кроме того, отменяют регистрацию откровенных провокаторов или подобных структур. С предвыборной гонки сняли правозащитницу с соросовским запашком Аиду Джексенову, главу общественного фонда «Ел Дауысы». За отказ требованию Минюста убрать из названия термин «национализм», отменили регистрацию Движения экономического национализма.
Соб. корр. ФСК